Проекты Санкт-Петербурга

КАД
ЗСД
Дороги
Мосты и развязки
Метро
Дамба
Генеральный план
Пешеходам
Свои проекты
Документы
Разное

Пресса
Ссылки
Фотографии
Поиск
Форум
О сайте


Пресса и публикации
Пресса / Мосты и развязки28.02.2009

Морские ворота в северную Венецию. О концепции нового моста через Большую Неву

Новый мост через Большую Неву в исторической части Санкт-Петербурга находится в стадии проектирования. Ему предстоит связать Васильевский Остров в районе 22-й и 23-й линий с Адмиралтейским районом материковой части Санкт-Петербурга.

Последние четыре десятилетия Санкт-Петербург ограничивался реконструкцией и расширением уже существующих переправ через Большую Неву. Необходимость в строительстве нескольких современных переправ назрела, когда центральным районам города стал грозить транспортный коллапс.

Проблемы локализации

Любой мост через Большую Неву – это не только транспортная магистраль, но и важный элемент архитектурного облика Санкт-Петербурга. Проектирование же в исторической его части способна осуществить только организация, у которой наработан богатый опыт технических и архитектурных решений. В данном случае конкурс выиграло ЗАО «Институт «Стройпроект». В активе его архитекторов, инженеров и проектировщиков участие в реконструкции мостов Ал. Невского, Троицкого и Благовещенского, в проектировании объектов КАД и Западного скоростного диаметра. В историческом центре Санкт-Петербурга компания проектировала реконструкцию Певческого, Почтамтского мостов и многих других.

– Решение о строительстве нового моста через Большую Неву было окончательно принято еще в 2005 году. В 2006 году начались предпроектные проработки, которые проводились ЗАО «Научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры» (НИПИ ТРТИ), – рассказывает руководитель проекта, заместитель технического директора ЗАО «Институт «Стройпроект» Татьяна КУЗНЕЦОВА. – Изначально рассматривались три варианта мостового перехода, связывающего Васильевский остров с материковой частью центра города. В первом предполагалось разместить мост в створе проезда Декабристов. Во втором – в створе 12-й и 13-й линий. Наконец, в третьем – в створе 22-й и 23-й линий Васильевского острова. В результате детальных исследований экономики вопроса, социальных и непосредственно транспортных аспектов был выбран и внесен в Генеральный план развития Санкт-Петербурга третий вариант.

Функциональность и красота

Организации, эксплуатирующие фарватер, – Санкт-Петербургский филиал ФГУП «Росморпорт», ФГУ «Администрация морского порта Санкт-Петербург», ГБУ «Волгобалт» – выдали проектировщикам жесткие технические условия. В разводном створе моста необходимо обеспечить судоходный габарит в наведенном положении не менее 120 м шириной и 14,5 м высотой, а в разведенном положении 100 м шириной и 50 м высотой.
Поэтому мост, который сейчас находится в работе у специалистов Института «Стройпроект», будет иметь центральный разводной пролет традиционной для Санкт-Петербурга раскрывающейся системы. При этом размер его уникален – 130 м в длину. С ним сопоставим только 110-метровый разводной пролет моста La Porta d’Europa в порту Барселоны.

Общая протяженность всего моста вместе с транспортными подходами составит 1320 метров.

Специалисты Института «Стройпроект» рассматривали несколько вариантов, в том числе и вариант вертикально-подъемного моста. Когда центральный пролет не разводится, а поднимается целиком на опорных конструкциях. Однако в результате тщательных архитектурных и технических проработок остановились на «классическом» варианте двукрылого разводного пролета раскрывающегося типа.

– Кроме технических проблем, перед нами встали архитектурные. И, если можно так выразиться, морально-этические проблемы. Мы прекрасно понимали, что проектируем градообразующий объект исторического центра Санкт-Петербурга, – продолжает Татьяна Кузнецова. – Поэтому постарались придать архитектуре моста смысл «морских ворот», символически разделяющих портовую часть города, с ее трубами и портовыми кранами, и историческую часть. И потом – мост не существует сам по себе. При его проектировании учитывается необходимость въезда и съезда с моста и, соответственно, изменение архитектурных и планировочных решений. А в эти зоны попадают объекты, находящиеся под охраной КГИОП: Горный институт, набережная Лейтенанта Шмидта, здание Главной геофизической обсерватории и др.

Проектирование и моста, и подъездных зон ведется, исходя из минимального воздействия на близлежащую застройку. Планировочные и архитектурные решения по мосту рассматривались на Научно-экспертном совете (НЭС) при КГИОП СПб, состоявшемся 20.11.2008 г. Было принято решение организовать совместное заседание Градостроительного совета при КГА и НЭС КГИОП для рассмотрения предложенных вариантов с учетом всех аспектов развития города.

Транспортный тромб: лечение и профилактика

Еще на этапе предпроектных проработок были рассчитаны транспортные потоки. Причем не сегодняшние, а будущие – на 2012-й и 2026 годы. Большую Неву в этом районе будут пересекать три основные транспортные артерии. Это Благовещенский мост, который уже сейчас работает на пределе пропускной способности. Вторая – мостовой участок Западного скоростного диаметра. И третья – новый мост, проектируемый Институтом «Стройпроект».

Транспортная ситуация была смоделирована, исходя как из наличия, так и из отсутствия нового моста.
Так, в случае его пуска, в 2012 году через Благовещенский мост в сутки будет проезжать 49 600 автомобилей, через участок ЗСД – 95 300 и через новый мост – 27 500. Если отказаться от строительства моста, то уже в 2012 году через Благовещенский мост, который сегодня работает «без запаса», ежесуточно будет проходить 58 800 автомобилей и через ЗСД – 99 000. К 2026 г. может наступить транспортный коллапс. К этому моменту через Благовещенский будут прорываться 102 800 автомобилей в сутки, а через мостовой переход ЗСД – более 150 000 машин.

Обосновывая необходимость нового моста, приходится также учитывать, что в соответствии с Генеральным планом развития города часть территорий ФГУП «Адмиралтейские верфи» на Матисовом и Новоадмиралтейском островах, а также часть территорий ОАО «Балтийский завод» будут перепрофилированы из промышленных в общественно-деловые зоны. Это значительно увеличит количество людей, работающих или живущих на этих территориях. Согласно прогнозам, к 2025 году количество жителей в районах, входящих в зону транспортного тяготения нового моста, увеличится на 49,5 тысяч человек. Количество людей, постоянно работающих здесь, – на 87,7 тысяч человек. Новый мост обеспечит более чем сотне тысяч петербуржцев возможность ежедневно беспрепятственно добираться на работу и домой.
Порядка 14–15 млрд руб. составляет, по предварительным оценкам, стоимость проекта в сегодняшних ценах.
Планируется, что строительство продлится чуть более 3 лет. И уже сейчас можно сказать, что новая невская переправа не только решит многие чрезвычайно значимые транспортные и социальные проблемы, но и украсит собой архитектурный облик нашего города.

Дмитрий Григорьев

Источник: Строительство и городское хозяйство № 107 февраль 2009Разместил: admin