Мосты и переправы
Научный подход к строительству
К 2015 году в городе построят 17 новых мостов (в том числе 5 переправ через Неву), 77 путепроводов и развязок. Для этого проектировщикам приходится учитывать российские и международные исследования по развитию мостовой и транспортной системы.
Первым делом – транспортная модель
Базовым документом для проектирования новых мостов в Петербурге является Концепция развития мостового хозяйства города. Она, в свою очередь, опирается на его транспортную модель. В НИПИ территориального развития и транспортной инфраструктуры (НИПИ ТРТИ) разработана компьютерная программа, определяющая существующую интенсивность движения на улично-дорожной сети(УДС). Программа учитывает возрастание интенсивности движения на соседних мостах и набережных. Если в городе закрывается на реконструкцию какое-либо сооружение, рассчитывает уменьшение нагрузок при строительстве нового.
По словам специалистов института, определяя, какие мосты или развязки нужно строить в первую очередь, они исходят из спроса на перевозки – грузовые, пассажирские, перемещения личного автотранспорта. Спрос вычисляется на основании существующего положения: считается количество машин, домов, людей, проживающих на определенной территории, количество трудоспособного населения и т. д. Учитывается количество офисно-деловых центров, торговых объектов, их планировка, площадь. Берутся в расчет складские помещения, производственные зоны. Делается экспресс-оценка наблюдений структуры подъезжающего транспортного потока. Все сведения суммируются, и строится так называемая матрица корреспонденций и направлений.
Исследователи понимают, какая часть транспортного потока будет двигаться по будущему мосту. Но эти исследования показывают лишь текущую ситуацию.
Строящаяся транспортная инфраструктура по нормативам должна отвечать перспективному спросу на ближайшие 20 лет, т. е. до 2028 г. К этому прибавляется 30% погрешности – на ошибки и запас.
Расстановка приоритетов
Примером могут служить транспортные решения для проекта «Морской фасад». Намывная территория будет занята кварталом, рассчитанным на 1,3 млн кв. м жилой недвижимости, включая 1,1 млн кв. м жилья бизнес-класса и класса de luxe. Это предполагает наличие автомобиля практически у каждого жителя. Помимо общественно-деловой застройки, рядом появится мощный пассажирский порт. Полная пропускная способность порта в сезонный период составит около 12 тыс. туристов в день (свыше 1,5 млн пассажиров в год). Но поскольку пассажирские перевозки сезонны, а грузовые – постоянны, там со временем могут появиться накатные грузы. То есть в западной части Васильевского острова формируется пятно с очень высокой плотностью автомобилизации.
Это означает, что запланированный для строительства мост в створе 22–23-й линий Васильевского острова крайне необходим. Начатое институтом «Спецпроект» проектирование моста на этот раз успевает за градостроительными планами.
Специалистами НИПИ ТРТИ определен спрос на новый мост на основании среднегодовых расчетов суточной интенсивности движения по западной части ВО на 2012 г. и на 2026 г., с учетом перспективы и существующей загрузки Благовещенского моста и ЗСД.
Сделанный расчет подсказывает параметры моста. Образцом нового сооружения послужил мост La Porta d’Europa в порту Барселона с разводным пролетом 110 метров.
Новый петербургский мост раскрывающегося типа запроектирован на 120 метров в разведенном положении и обещает быть самым большим в мире сооружением такого рода.
На фоне заходящих в акваторию Невы круизных лайнеров, силуэтов кранов Балтийского завода и Адмиралтейских верфей новый разводной мост будет выглядеть очень легким и воздушным. Станет достойными морскими воротами города. Тем не менее, учитывая сложности принятия высотного регламента в городе, проектировщики просчитывают разные размеры раскрывающихся пролетов моста.
Трудности выбора
Специалисты по транспортной логистике указывают на первостепенность строительства других переправ через Неву. В частности, моста в створе Большого Смоленского проспекта и улицы Коллонтай. Он соединит левый берег Невы с Веселым поселком и будет возведен в 2010 году. Второй мост – в створе Фаянсовой и Зольной улиц – должен связать магистраль грузового движения от улицы Червонного Казачества до района Ржевка-Пороховые. Его строительство намечено на 2016 год. Эти переправы разгрузят очень многие магистрали и мосты, прежде всего Володарский мост, который находится в очень тяжелом состоянии.
Сегодня градостроители вынашивают идею закрыть мосты для грузового транспорта после введения в эксплуатацию КАД. Маловероятно, однако, что предприятия в промзонах, расположенных на обоих берегах Невы между Володарским мостом и мостом Александра Невского, в ближайшее время переберутся на окраины. Значит, грузовики будут возить грузы. Например, для того, чтобы попасть с улицы Седова на Дальневосточный проспект, им придется ехать по КАД к въезду в город. Это приведет к огромным перепробегам транспорта.
Грузовые связи внутри Петербурга должны быть, резюмируют транспортные логистики. В противном случае город получит пробки через 5–10 лет на Обуховском мосту КАД.
Земля для мостов и развязок
Строительство развязок ограничивается также дефицитом земельных ресурсов. От принятия решения о строительстве объекта транспортной инфраструктуры до начала строительных работ, по оценкам специалистов, проходит в среднем 3–5 лет. И самой длительной оказывается процедура землеотвода.
До недавних пор система отвода земли в Петербурге и Москве не исключала возможность продажи земли на так называемых «красных линиях». Намеченная под строительство развязки территория вполне может оказаться в частной собственности.
«Лента», построенная на Пулковском шоссе, – типичный тому пример. Когда возникла необходимость в строительстве развязки КАД, встал вопрос, как быть с «Лентой». В результате появились зигзагообразная и неудобная развязка и дорога, проложенная впритык к «Ленте». И это относительно безболезненный выход из ситуации. Бывают ситуации, когда проектирование приходится начинать заново, с большим смещением объекта.
Еще одна болевая точка транспортников – железнодорожные магистрали по всему городу. Не так давно губернатор города Валентина МАТВИЕНКО потребовала, чтобы был упорядочен процесс покупки земли на участках, примыкающих к крупным магистралям. Нужна ревизия всех железнодорожных переездов на предмет их необходимости, скорректирована концепция развития УДС. На момент выхода номера журнала, вероятнее всего, правительство уже утвердит концепцию развития УДС Петербурга. Это означает, что город наводит порядок в земельных ресурсах и базовые проблемы должны вскоре решиться.
сцылка