Авиамаршруты над морями и океаном - нарисуй маршрут на глобусе

Обсуждение воздушного транспорта, маршрутов, строительства и реконструкции аэропортов.
Аватара пользователя
Welk
Энтузиаст
Сообщения: 3768
Зарегистрирован: Ср ноя 15, 2006 16:05
Откуда: Спб, Пискаревка - Академка

Авиамаршруты над морями и океаном - нарисуй маршрут на глобусе

Сообщение Welk » Чт сен 22, 2011 18:50

а кстати, почему самолёты не летают напрямую над морями? в ту же америку тоже летят вдоль берега ...

Дмитрий Кудряшов
Энтузиаст
Сообщения: 4202
Зарегистрирован: Вт дек 04, 2007 14:48
Откуда: Санкт-Петербург, г. Пушкин, пос. Александровская
Контактная информация:

Сообщение Дмитрий Кудряшов » Чт сен 22, 2011 18:55

Welk писал(а): в ту же америку тоже летят вдоль берега ...
Какого?
Я думал Америка с другой стороны океана... :lol:

alexeybk
Активист
Сообщения: 787
Зарегистрирован: Пн ноя 13, 2006 15:04

Сообщение alexeybk » Чт сен 22, 2011 18:58

Welk писал(а):а кстати, почему самолёты не летают напрямую над морями? в ту же америку тоже летят вдоль берега ...

По кратчайшему пути они летят. Просто так получилось, что такой путь из Европы в Америку (как правило) проходит над Норвегией, Исландией и Лабрадором или рядом с ними.

ETOPS (норматив на макс. удаление от аэропорта) - сейчас уже почти анахронизм.

Skaushka
Активист
Сообщения: 612
Зарегистрирован: Вт окт 30, 2007 13:30

Сообщение Skaushka » Чт сен 22, 2011 21:24

Маршрут к Хельсинки как раз над заливом проходит весь.

Шуруп
Активист
Сообщения: 575
Зарегистрирован: Ср дек 26, 2007 10:18

Сообщение Шуруп » Чт сен 22, 2011 22:25

alexeybk писал(а):ETOPS (норматив на макс. удаление от аэропорта) - сейчас уже почти анахронизм.

Вы акроним не перепутали? ETOPS --- это Extended-range Twin-engine OPerationS, т.е. стандард сертификации двух-двигательных самолётов для полётов вдалеке от аэропортов. С чего бы ему быть анахронизмом?

MTs
Энтузиаст
Сообщения: 3277
Зарегистрирован: Сб янв 05, 2008 23:21
Откуда: С.-Пб

Сообщение MTs » Чт сен 22, 2011 22:29

alexeybk писал(а):
Welk писал(а):а кстати, почему самолёты не летают напрямую над морями? в ту же америку тоже летят вдоль берега ...

По кратчайшему пути они летят. Просто так получилось, что такой путь из Европы в Америку (как правило) проходит над Норвегией, Исландией и Лабрадором или рядом с ними.
...
Что значит сложилось?
Из Москвы в Нью-Йорк летел почти над Норвегией, Исландией, Гренландии и дальше вдоль канадского берега. Круг еще тот.
А из Атланты прямиком без выкрутасов через океан до Парижа.
Кстати, коллега летел из Цинтинатти в Париж, так тоже прямиком без выкрутасов.
Похоже что разница в авиакомпаниях. Некоторые не готовы платить за пролет над территорией многих государств ...

Шуруп
Активист
Сообщения: 575
Зарегистрирован: Ср дек 26, 2007 10:18

Сообщение Шуруп » Чт сен 22, 2011 23:04

MTs писал(а):Из Москвы в Нью-Йорк летел почти над Норвегией, Исландией, Гренландии и дальше вдоль канадского берега. Круг еще тот.

Это не круг, это окружность :lol: Если точнее, то большая окружность --- кратчайшее расстояние между двумя точками на сфере. Вот как выглядит эта (кратчайшая!) окружность между Москвой и Нью Йорком: http://www.gcmap.com/mapui?P=svo-jfk%0D%0A&MS=wls&DU=mi Если не верите, то возьмите глобус, воткнине булавки и натяните междну ними резинку. С востока на запад самолёты практически всегда летают по большим окружностям (ортодромии), с поправками на всякие местные запреты, особенности навигации, и пр.

А вот с запада на восток --- часто удобнее летать вдоль jet-stream'ов (то, что вы называете "без выкрутасов"), т.к. в них скорость ветра достигает 200-300км/ч и компенсирует бОльшее расстояние. Вот пример из Википидии: http://en.wikipedia.org/wiki/File:Great ... routes.svg

Update: вставил внешние картинки в текст.
Вложения
500px-Greatcircle_Jetstream_routes.svg.png
Сравнение ортодромного (с востока на запад) и jetstream'ного (с запада на восток) путями между Сан Франциско и Токио (из Википидии).
SVO-JFK.png
Кратчайший путь из Шереметьево в Аэропорт Джона Кеннеди (от Great Circle Mapper)
Последний раз редактировалось Шуруп Чт сен 22, 2011 23:21, всего редактировалось 3 раза.

Воль
Энтузиаст
Сообщения: 7015
Зарегистрирован: Пн дек 06, 2010 15:42
Откуда: П.Германа

Сообщение Воль » Чт сен 22, 2011 23:07

Летаем почти всегда по ортодромии (кратчайшее расстояния между двумя точками сферы), но при этом избегаем длительных перелетов вдали от аэропортов.

Шуруп
Активист
Сообщения: 575
Зарегистрирован: Ср дек 26, 2007 10:18

Сообщение Шуруп » Чт сен 22, 2011 23:31

Воль писал(а):Летаем почти всегда по ортодромии (кратчайшее расстояния между двумя точками сферы), но при этом избегаем длительных перелетов вдали от аэропортов.

Таки не всегда. И даже не почти (см. выше). Я как-то летел из Вашингтона в Токио (почти 14 часов без посадок --- блииин!) --- над всей Канадой, Аляской, потом Камчаткой (было дико красиво, тем более, что весь полёт проходил днём). А обратно мы попёрли практически по меридиану --- через весь Тихий океан. Было несколько стрёмно, если честно.

alexeybk
Активист
Сообщения: 787
Зарегистрирован: Пн ноя 13, 2006 15:04

Сообщение alexeybk » Чт сен 22, 2011 23:40

Шуруп писал(а):Вы акроним не перепутали? ETOPS --- это Extended-range Twin-engine OPerationS, т.е. стандард сертификации двух-двигательных самолётов для полётов вдалеке от аэропортов. С чего бы ему быоть анахронизмом?

НЕ перепутал. Если раньше маршруты и отклонялись от прямых или близких к таким, то по требованиям того самого ETOPS-а (подавляющее большинство рейсов уже давно выполняется на двухдвигательных самолётах, так что обсуждение маршрута по умолчанию - это задача для какого-нибудь Боинга 767 илм А330). Сейчас же самолёты уже настолько надёжны (и коррупция столь непобедима), что современные самолёты сертифицируются на 300+ минут полёта на одном двигателе. С такими нормативами для этих самолётов ЕТОПСа, а с ним и ограничений на использование маршрутов, просто не существует.

Шуруп
Активист
Сообщения: 575
Зарегистрирован: Ср дек 26, 2007 10:18

Сообщение Шуруп » Пт сен 23, 2011 0:05

alexeybk писал(а):НЕ перепутал. Если раньше маршруты и отклонялись от прямых или близких к таким, то по требованиям того самого ETOPS-а (подавляющее большинство рейсов уже давно выполняется на двухдвигательных самолётах, так что обсуждение маршрута по умолчанию - это задача для какого-нибудь Боинга 767 илм А330). Сейчас же самолёты уже настолько надёжны (и коррупция столь непобедима), что современные самолёты сертифицируются на 300+ минут полёта на одном двигателе. С такими нормативами для этих самолётов ЕТОПСа, а с ним и ограничений на использование маршрутов, просто не существует.

Ещё раз: ETOPS --- это не ограничение. ETOPS --- это разрешение. Все современные двухдвигательные самолёты сертифицируются с возможностью ETOPS'a (ETOPS-90 или, скажем, ETOPS-180 и т.д.; у Боинга-787 в перспективе будет ETOPS-330). Т.е. именно у современных самолётов этот ETOPS как раз таки есть. Это раньше его не было :)

Я подчеркнул слово "возможность", т.к. далеко не все авиакомпании покупают самолёты с этой опцией, т.к. получить разрешение на полёты по нормам ETOPS и, ещё важнее, поддерживать такой статус --- это очень и очень недешёвое удовольствие. Т.ч. приходится считать, что выгоднее: платить за ETOPS или же платить за лишнюю горючку. Есть несколько авиакомпаний с большим парком, скажем, Б-777, у которых (приблизительно --- точные цифры искать лень) 2/3 этих самолётов на ETOPS не сертифицированы.

И до кучи: ETOPS --- это нормы сертификации не только самолёта, но и его двигателей, лётчиков, авиакомпании, механников и наверняка ещё кучи чего, о чём я забыл. А главное --- это операционные процедуры (калька с "operational procedures", sorry :( ), согласно которым такой самолёт эксплуатируют. Например, решение совершить рейс по нормам ETOPS принимается лично командиром экипажа перед каждым рейсом и перед началом каждого сегмента ETOPS. Одна и та же группа механников не имеет право обслуживать оба двигателя ETOPS-самолёта. И т.д. Пару месяцев назад в US Airlines был скандал, когда два экипажа подряд отказывались лететь ETOPS на самолёте, у которого было слишком много отказов оборудования (когда отказался первый экипаж --- его заменили). Пришлось чинить. А не так давно, Qantas (если мне не изменяет мой склероз) почти лишилась ETOPS-лицензии на Б-777, т.к. у них было подряд несколько выключений двигателей в полёте.

Я к чему: ETOPS --- это таки совсем не просто :)

Воль
Энтузиаст
Сообщения: 7015
Зарегистрирован: Пн дек 06, 2010 15:42
Откуда: П.Германа

Сообщение Воль » Пт сен 23, 2011 10:11

Шуруп писал(а):
Воль писал(а):Летаем почти всегда по ортодромии (кратчайшее расстояния между двумя точками сферы), но при этом избегаем длительных перелетов вдали от аэропортов.

Таки не всегда. И даже не почти (см. выше). Я как-то летел из Вашингтона в Токио (почти 14 часов без посадок --- блииин!) --- над всей Канадой, Аляской, потом Камчаткой (было дико красиво, тем более, что весь полёт проходил днём). А обратно мы попёрли практически по меридиану --- через весь Тихий океан. Было несколько стрёмно, если честно.
Потому и пишу "почти" - Ваш полет туда как раз проходил над сушей, чтобы в случае нештатной ситуации можно было сесть. Кстати, из Мск и тем более из СПб на Карибы летают через Скандинавию, Ирландию, цепляют даже юг Гренландии и только потом "падают на юг", зато полет обратно проходит через север Африки.

Аватара пользователя
Ex3mer
Энтузиаст
Сообщения: 1308
Зарегистрирован: Пт сен 28, 2007 21:58

Сообщение Ex3mer » Пт сен 23, 2011 11:20

Из Москвы на Кубу рейс проходит через северную Европу, спускается к восточному берегу Канады и далее проходит вдоль восточного побережья Северной Америки. Обратно - через Бермудский треугольник, Атлантику к напрямую к берегам Испании, Францию, центральную Германию, Белорусию.
Из Москвы в Хьюстон - через Питер (прямо над городом пролетели - первый раз с такой высоты его увидел - красота!), Финляндию-Швецию-северную Норвегию, Гренландию (часа 4 над ней летели - берега красоты обалденной), северную Канаду (в районе залива Баффина), далее через залив Гудзона на Чикаго. Обратно ровно так же.

Воль
Энтузиаст
Сообщения: 7015
Зарегистрирован: Пн дек 06, 2010 15:42
Откуда: П.Германа

Сообщение Воль » Пт сен 23, 2011 11:29

Ex3mer писал(а):Из Москвы на Кубу рейс проходит через северную Европу, спускается к восточному берегу Канады и далее проходит вдоль восточного побережья Северной Америки. Обратно - через Бермудский треугольник, Атлантику к напрямую к берегам Испании, Францию, центральную Германию, Белорусию.
Из Москвы в Хьюстон - через Питер (прямо над городом пролетели - первый раз с такой высоты его увидел - красота!), Финляндию-Швецию-северную Норвегию, Гренландию (часа 4 над ней летели - берега красоты обалденной), северную Канаду (в районе залива Баффина), далее через залив Гудзона на Чикаго. Обратно ровно так же.
Протянутая нитка на глобусе показывает, что это почти ортодромия.

alexeybk
Активист
Сообщения: 787
Зарегистрирован: Пн ноя 13, 2006 15:04

Сообщение alexeybk » Пт сен 23, 2011 13:12

О ветре не забывайте. Он дует из Америки в Европу. И маршруты - не фиксированная вещь, часто меняются по погоде. В том числе, если к югу попутный ветер сильнее, самолёт может отклониться к югу, чтобы попасть "в струю".