Нарушение красных линий и кривые улицы

Обсуждение истории городской инфраструктуры - как менялся Петербург. Городская топонимика вчера и сегодня.
Аватара пользователя
giper
Энтузиаст
Сообщения: 9637
Зарегистрирован: Ср ноя 11, 2009 14:46
Откуда: Международная
Контактная информация:

Нарушение красных линий и кривые улицы

Сообщение giper » Пт июл 16, 2010 15:05

Загадки Невской першпективы
Какова ширина Невского проспекта? Странный вопрос. Всем известно, что в разных местах она разная: например, у «Гостиного двора» – 65 метров, а в начале Невского – всего 26 метров. А вот почему и когда так произошло? Попробуем разобраться в этом любопытном вопросе
Виктор КОРЕНЦВИТ

«Миссия» дома Леблона

Есть версия, что сравнительно узкую Невскую першпективу расширили до современных размеров после пожара 1737 года. А на начальном участке, от Адмиралтейского проспекта до реки Мойки, на месте бывшей Морской слободы, сохранилась ее первоначальная ширина.

В то же время искусствовед Григорий Каганов, напротив, считает, что Петр I, приказав прорубить дорогу сквозь плотную застройку Морской слободы, разрешил сделать здесь дорогу шириною 18 саженей вместо 30, как было назначено на всей першпективе. И все только ради того, чтобы уменьшить «количество сносов». Уточним, что на самом деле в начале Невского ширина не 18 саженей, а в полтора раза меньше – 12. Правда, зная характер царя, невозможно представить, чтобы он пошел на уменьшение ширины дороги ради интересов частных владельцев.

До сих пор не обнаружено документов об устройстве Невской дороги. По некоторым данным, она проложена в 1715 году, и вскоре на углу набережной реки Мойки и северной стороны проспекта появился каменный дом французского генерал-майора на русской службе Дюпре. В сентябре 1716 года у своего соотечественника поселился приехавший в Петербург по приглашению Петра I архитектор Ж.-Б. Леблон.

Дом простоял более ста лет. Одноэтажный на высоком цокольном этаже, своим главным фасадом в девять осей он был обращен на Мойку. На Невский здание выходило боковым фасадом в шесть осей. Именно на долю этого здания выпала ответственная градостроительная задача – определить красные линии застройки по Невскому проспекту и по набережной реки Мойки. Ведь именно по Мойке в те далекие времена проходила граница города. Участки за рекой отдавались под загородные усадьбы.

Как правило, господский дом ставился в глубине участка, и перед ним устраивался парадный, отгороженный от набережной оградой двор. Подобные усадьбы до сих пор сохранились ниже по течению Мойки за Строгановским дворцом. Но на Большой Першпективной дороге некий прозорливый архитектор (Г.-И. Маттарнови?) традицию усадебной застройки поломал, как будто предвидя, что дороге в скором будущем предстоит стать главной городской магистралью Петербурга...

Леблон с семьей – женой и маленьким сыном, племянницей и прислугой – прожил в доме генерала Дюпре всего один год. Уже в ноябре 1717 года он переехал в собственный дом на Васильевский остров во Французскую слободу. В доме на Мойке поселился выходец из Голландии Пьер Пузи. В 1719 году голландская община открыла в нем религиозную школу, а в 1741 году построила в глубине участка реформаторскую церковь. В бывшем доме Леблона жили пастыри этого храма. Занимая ответственный участок у Полицейского моста, он не раз попадал в поле зрения художников. В 1830 году старинный дом был разобран, уступив место современному зданию Голландской реформатской церкви (Невский пр., 20/44, архитектор П. Жако). Таким образом, красная линия застройки северной стороны Невского осталась неизменной с петровского времени. Тогда проектная ширина Большой Першпективной дороги была определена в 19 саженей (41,04 м).

Необъяснимая ошибка

В 1737 году после катастрофических пожаров, опустошивших Петербург, последовал указ Анны Иоанновны о запрещении строительства деревянных домов в центре города. Для упорядочения застройки образовали Комиссию о Санкт-Петербургском строении во главе с генералом Б.-Х. Минихом. На долю вошедших в комиссию видных архитекторов – М. Е. Еропкина, И. К. Коробова, М. Г. Земцова – выпала разработка нового генерального плана Петербурга, по которому прежде всего застраивались «погорелые места».

По указу Анны Иоанновны от 22 декабря 1734 года, ширина «перспективной дороги к Невскому монастырю» определялась по-прежнему в 8 саженей. «По обеим сторонам, – сказано в указе, – по два ряда прокопав, обсадить дерев в четыре ряда». Указом от 18 сентября 1736 года при застройке Морской слободы после пожара предписывалось «лежащия перспективныя от Адмиралтейства оставить шириною в прежнем состоянии».

Казалось бы, ничто не препятствовало архитекторам выдержать намеченные еще Петром I красные линии застройки Невского проспекта, но это не произошло. Каким-то образом портного дела мастер-«иноземец» Нейман получил под застройку на обоих берегах Мойки у Зеленого (ныне Народного) моста сразу два участка: один он тотчас уступил барону Строганову (теперь тут Строгановский дворец), а второй (ныне Невский пр., 18) оставил за собой. Этот участок целиком выступал за красную линию проспекта почти на 10 м. Он имел нестандартные размеры и форму в виде очень узкого и длинного четырехугольника.

Комиссия от строений придавала большое значение застройке этого участка. Коробов размерил участок, Земцов сочинил проект здания. Автором же «апробированного», т. е. утвержденного плана, застройки этой части Петербурга был Еропкин. Итак, что же получилось? Три выдающихся архитектора приложили руку к необъяснимой градостроительной ошибке, впоследствии так и не исправленной: они резко заузили Невский проспект в самом ответственном месте, поставив огромный по протяженности дом там, где со времен Петра I вдоль дороги шла аллея деревьев...

http://www.spbvedomosti.ru/article.htm? ... V_Articles
http://www.pavlovsk-spb.ru/sankt-peterb ... xaeva.html
Вложения
B_Max_11.jpg
B_Max_10.jpg

Skaushka
Активист
Сообщения: 612
Зарегистрирован: Вт окт 30, 2007 13:30

Сообщение Skaushka » Пт июл 16, 2010 16:36

А что за собор справа на первой гравюре?

Аватара пользователя
giper
Энтузиаст
Сообщения: 9637
Зарегистрирован: Ср ноя 11, 2009 14:46
Откуда: Международная
Контактная информация:

Сообщение giper » Пт июл 16, 2010 20:58

Skaushka писал(а):А что за собор справа на первой гравюре?

Сечас на этом месте Казанский собор, а раньше:

6 (17) сентября 1733 года на Невском проспекте была заложена каменная придворная церковь Рождества Пресвятой Богородицы в стиле барокко, с деревянным куполом и колокольней над входом. Автором проекта был архитектор Михаил Земцов. Освящение храма состоялось 13 (24) июня 1737 года в присутствии императрицы Анны Иоанновны. За день до освящения в храм был перенесён чтимый образ Казанской иконы Божией Матери, обретённый в конце XVI века. В 1747—1748 годах живописец Луи Каравак создал храмовый образ «Рождества Богородицы».

В 1773 году в храме венчался цесаревич Павел Петрович. Церковь была местом, где отмечались многие победы российской армии.

В середине XVIII века планировалось придать храму более парадный вид. Так, архитектор Семён Волков разработал проект пятиглавого завершения и новой колокольни, но он не был осуществлён. В конце XVIII века ещё один проект разрабатывали Джакомо Кваренги и Николай Львов.

Аватара пользователя
giper
Энтузиаст
Сообщения: 9637
Зарегистрирован: Ср ноя 11, 2009 14:46
Откуда: Международная
Контактная информация:

Сообщение giper » Чт авг 12, 2010 16:06

Софийская улица
http://maps.yandex.ru/-/CNqjita
Вложения
Софийская.jpg

Аватара пользователя
Osbourne
Искатель
Сообщения: 213
Зарегистрирован: Пт янв 15, 2010 0:49
Откуда: Коломяги

Сообщение Osbourne » Пт авг 13, 2010 3:06

giper писал(а):Софийская улица
http://maps.yandex.ru/-/CNqjita

ДОТ?

Дмитрий Кудряшов
Энтузиаст
Сообщения: 4202
Зарегистрирован: Вт дек 04, 2007 14:48
Откуда: Санкт-Петербург, г. Пушкин, пос. Александровская
Контактная информация:

Сообщение Дмитрий Кудряшов » Пт авг 13, 2010 8:32

Osbourne писал(а):
giper писал(а):Софийская улица
http://maps.yandex.ru/-/CNqjita

ДОТ?

Опора ЛЭП.
Обсуждение в этой теме: http://spb-projects.ru/forum/viewtopic. ... highlight=
Одно из последних сообщений: http://spb-projects.ru/forum/viewtopic. ... 4721#64721

Аватара пользователя
Osbourne
Искатель
Сообщения: 213
Зарегистрирован: Пт янв 15, 2010 0:49
Откуда: Коломяги

Сообщение Osbourne » Сб авг 14, 2010 2:45

Ага, понял. Спасибо, Дмитрий.

Аватара пользователя
giper
Энтузиаст
Сообщения: 9637
Зарегистрирован: Ср ноя 11, 2009 14:46
Откуда: Международная
Контактная информация:

Сообщение giper » Вс сен 12, 2010 22:06

Российское градостроительство находится у «своей последней черты», перейдя которую оно попросту не восстановится. Такой неутешительный вывод прозвучал на форуме ProEstate во время дискуссии, посвященной планированию развития городов, после сравнения проектов отечественных и зарубежных градостроителей. Что шокировало питерских градостроителей, узнал корреспондент «Квадрат.ру».

Обмена опытом между Россией и Европой не получилось: проекты развития Хельсинки и Роттердама оказались шоком для участников отечественного рынка недвижимости. Правда, поначалу в словах вице-мэра Хельсинки Хану Пенттила прозвучало что-то близкое к российским реалиям. «Мы перенесли грузовой порт в восточную часть Хельсинки и этот проект вызвал массу споров – вплоть до Европейского суда по правам человека», - начал он свой рассказ и на лицах присутствующих появились понимающие улыбки. «Поэтому на все проработки и переговоры с общественностью ушло на десять лет больше, чем планировалось», - продолжил оратор, при этом лица россиян вытянулись.

Мнение господина Пенттила о том, что строить на освободившихся землях бывшей зоны порта очень удобно: «Там никто не живет, поэтому и строительство не вызывает никаких возражений», - присутствующих слегка успокоили, но ненадолго. «Основное условие, которое поставлено перед девелоперами: застройка должна быть смешанной. В кварталах должны быть и дома экономкласса, и класса «элит», - продолжал финн, не замечая смущения слушателей. Рассуждения о необходимости сохранять и подчеркивать идентичность и квартала, и каждого дома, о высотной застройке, которая допустима (слово было произнесено с нажимом) в отдаленном районе, о дизайне городской среды - «сейчас молодые семьи перестали стремиться уезжать в сельскую местность, а остаются жить в городах, поэтому создание комфортной обстановки в городе необходимо» -окончательно добили сидящих в зале и президиуме.

Удивлению российских девелоперов не было предела после выступления директора по развитию города Роттердама Мартина Аартса, который заявил, что «при развитии транспортной инфраструктуры необходимо в первую очередь ориентироваться на пешеходов, после них предусматривать возможности передвижения велосипедистов, затем – общественного транспорта, а уж затем думать об автомобилистах». «Автомобиль – это транспорт двадцатого века. Он себя изжил. Массовая автомобилизация закончится через двадцать лет», - уверен иностранный гость. После такого утверждения рассказ о поисках идентичности Роттердама; рассуждения о том, что ценность любого европейского города – водное пространство, которое всячески надо подчеркивать; предложения о создании среды, которая окажется комфортной и для тех, кто будет жить через двадцать-тридцать лет, - на россиян уже впечатления не производили.

Российские разработки – проект «Самара-центр» и мастер-план города Перми – подавались с размахом. Презентации выглядели красочно, ораторы не скупились на эпитеты «перспективный» и «эффективный». Но встречены они были без малейшего энтузиазма. «Вот я слушаю, - задумчиво подытожил свои впечатления Сергей Аристов, начальник департамента экономики Тверской области. – И ловлю себя на мысли: «А почему именно Самара?». На каждом из этих проектов можно написать любое слово – Пермь, Самара, Тверь или даже Петербург… Разницы никакой – они ничем не отличаются друг от друга и не привязаны ни к каким конкретным городам».

«Когда я сравниваю подход западных градостроителей и наших, я понимаю, что они во главу угла ставят человека и его комфорт, а мы – эффективность использования. Кроме того, они думают не только о том, как будут жить наши дети, а ориентируются еще и на то, как будут жить наши внуки, а мы привязаны к сегодняшнему дню», - прокомментировал Аристов. «Европейские градостроители решают проблемы города в целом, а мы рассматриваем вопрос внедрения в среду конкретных объектов, - подхватил его мысль председатель Совета Союза архитекторов России по территориальному планированию и градостроительству Александр Высоковский. – Кроме того, они создают сети, а потом уже планируют развитие города, а мы пытаемся втиснуть наши планы в существующую систему инженерных и транспортных коммуникаций».

К критике присоединился и глава холдинга RBI Эдуард Тиктинский. «Необходимо решать проблемы экологии, беречь зеленые насаждения – особенно в центре города, где их и так чрезвычайно мало, - заявил президент компании, застроившей элитным жильем единственную зеленую зону на Старо-Невском проспекте. - Но понятно, что муниципальные бюджеты чересчур скудны для того, чтобы содержать зеленые насаждения так, как они того требуют. Я думаю, девелоперы могли бы взять эту обязанность на себя».

Глава RBI даже нашел в себе мужество заявить, что он готов отказаться от поездок по городу на собственном автомобиле. «Наверное, действительно надо ограничить доступ в центр, но сделать это можно будет только в том случае, если общественный транспорт будет работать без каких-либо проволочек», - резонно добавил он. Впрочем, тема развития не получила: участники дискуссии тут же объявили, что эта проблема находится вне компетенций девелопера, а решать ее должны власти.

«Власть должна взглянуть на город в комплексе и задуматься о стратеги развития не отдельных проектов, а города в целом, - заявил Высоковский и тут же сделал неутешительный вывод, - к сожалению, у нас до сих пор господствует позиция «от жилья» - все учитывают только квадратные метры будущей жилой площади и совершенно не задумываются о том, как в этих квадратных метрах будут жить люди. Но, если в ближайшее время не будет сделано колоссальное усилие и те, от кого зависит планирование, не «перестроятся», то наша градостроительная отрасль обречена». Сейчас она находится у последней черты», - грустно заключил Высоковский.


http://kvadrat.ru/articles/09092010_evr ... i_ne_ukaz/

Аватара пользователя
giper
Энтузиаст
Сообщения: 9637
Зарегистрирован: Ср ноя 11, 2009 14:46
Откуда: Международная
Контактная информация:

Сообщение giper » Пн сен 13, 2010 16:26

АРХИТЕКТУРА КАК ЗЕРКАЛО КРИЗИСА
Очередной конкурс «Архитектон» продемонстрировал глубокий кризис в архитектуре Петербурга, который устроители состязания связывают с кризисом в строительстве.

Впрочем, вслух члены жюри высказывались довольно оптимистично: мол, количество представленных работ не меньше, а победители будут с честью представлять Петербург на всероссийском фестивале «Зодчество» и, видимо, завоюют награды. Зато в кулуарах признавались, что уровень действительно низковат, и кроме Гран-при в категории «Постройки» вообще не хотелось вручать никаких наград. Гран-при — небольшая скульптура по мотивам «Архитектона» Малевича досталась «Студии 44» за гостиницу «четыре звезды» в Петергофе.

При очень хорошем отношении к авторам соглашаешься, что и габариты объекта они уменьшили и над формой думали (как-никак здание находится у самого Верхнего парка и при этом выходит на Соборную площадь). Можно даже назвать этот проект европейским — в том смысле, что там рядом с храмами строили (и строят) не задумываясь ни о каком ансамбле. А вот в нашу традицию — сохранять большое свободное пространство вокруг соборов и церквей — он вряд ли вписывается и выглядит неожиданным для этого места таун-хаузом.
...
Предложение «НП» временно приостановить конкурс, чтобы не снижать его значимость, организаторы категорически отвергли: «Пусть это будет отражение времени: какое время — такая архитектура».

http://nsp.ru/nums/18852.html

Аватара пользователя
giper
Энтузиаст
Сообщения: 9637
Зарегистрирован: Ср ноя 11, 2009 14:46
Откуда: Международная
Контактная информация:

Сообщение giper » Вт окт 26, 2010 14:35

постановление Московской городской Думы:
- Воспрещается улицы и тротуары застраивать лестницами, террасами, крыльцами и другими подобного рода выступами.
- Устройство перед входами с улиц каких-либо входящих или нисходящих ступеней, площадок и пандусов, выступающих за пределы красной линии, воспрещается.
- Выступающие за красные линии ступени, площадки и пандусы перед входами с улиц, устроенные до 7 июня, подлежат уничтожению к 1 января, если только такое уничтожение не вызовет необходимости капитальной перестройки прилегающей части здания для сохранения существующего доступа в оное; во всяком случае означенные сооружения, имеющие в ширину свыше 35 см, должны быть уменьшены до указанного размера.
- Выступающие за пределы красной линии ступени, площадки и пандусы перед входами с улиц, устроенные с 7 июня по день вступления в силу правил ст. 30, подлежат безусловному уничтожению, кроме тех случаев, когда при ширине тротуара не менее 2 метров перед входною дверью с улицы существует лишь одна восходящая или нисходящая ступень шириною не более 35 см. Все названного рода сооружения, выступающие за пределы красной линии, подлежат уничтожению при капитальной перестройке здания.
- До переустройства сходы должны быть ограждены металлическими перилами, высотою не менее 1 метра.
- Колонны, пилястры, столбы и тому подобные архитектурные украшения, коробки для света у подвальных окон, а также защитительные приборы и решетки у тех окон, при тротуаре шириною не менее 2 метров, могут выступать за линию строений на 35 см; при ширине же тротуара менее 17 метров, выступы эти не могут быть более 8 см.
- Балконы, фонари и тому подобные выступы в этажах должны быть на высоте не менее 2,8 метров и выступать за линию самого здания не более 1,4 метра.
- Выступающие из наружной линии дома оконные решетки в нижних этажах, расположенные от поверхности тротуара менее 2 метров, не допускаются.
- Глухих тамбуров, выступающих на тротуар, устраивать перед входными дверями с улицы не дозволяется.
- Дозволяется устраивать зонты перед подъездами с улицы. Если они будут устроены на столбах, то последние должны быть поставлены в подзоре тротуара. У каменных домов зонты должны быть металлические.
- Устройство боковых стенок у зонтов не дозволяется.

Postanogov
Искатель
Сообщения: 114
Зарегистрирован: Вт май 13, 2008 11:12
Откуда: В.О. Кораблестроителей

Сообщение Postanogov » Вт окт 26, 2010 14:59

Где ссылки?
Хотя бы номер и дату

Аватара пользователя
giper
Энтузиаст
Сообщения: 9637
Зарегистрирован: Ср ноя 11, 2009 14:46
Откуда: Международная
Контактная информация:

Сообщение giper » Вт окт 26, 2010 15:43

Номер не знаю, дата 7 июня 1889 года

Аватара пользователя
giper
Энтузиаст
Сообщения: 9637
Зарегистрирован: Ср ноя 11, 2009 14:46
Откуда: Международная
Контактная информация:

Сообщение giper » Сб июл 30, 2011 18:47

Яркий пример.
Земельные участки "вылезают" за красную линию.
Наши чиновники любят регистрировать такие вещи, примеров много.
Вложения
Politech.jpg

Аватара пользователя
Osbourne
Искатель
Сообщения: 213
Зарегистрирован: Пт янв 15, 2010 0:49
Откуда: Коломяги

Сообщение Osbourne » Вс июл 31, 2011 1:07

Ну а как нужно было сделать в этом случае?

Komrus
Искатель
Сообщения: 273
Зарегистрирован: Пн окт 30, 2006 10:00
Откуда: Гражданка

Сообщение Komrus » Вс июл 31, 2011 20:13

Насколь знаю - вокруг дома 31 трамвайное кольцо было. С момента открытия Политеха...
А что делать? Единтвенный приходящий на ум разумный вариант :) - сносить дом 31.