Первые постоянные мосты

Обсуждение истории городской инфраструктуры - как менялся Петербург. Городская топонимика вчера и сегодня.
Аватара пользователя
Бегемот
Энтузиаст
Сообщения: 3796
Зарегистрирован: Чт июн 28, 2007 23:31
Откуда: Мурино
Контактная информация:

Первые постоянные мосты

Сообщение Бегемот » Пт янв 30, 2009 19:09

Особенно интересно изменение конструкции разводных пролетов.
1) Благовещенский мост, строился в 1843-1850 гг.
Первоначальные размеры: длина 298,2 м, ширина 20,3 м, 8 пролетов, из которых 7 были перекрыты чугунными арками, восьмой, крайний у правого берега, был разводным.
Разводной пролет перекрывался двумя крыльями, которые открывались не вверх, а вбок и в разные стороны, подобно калиткам. Такая конструкция просуществовала почти 90 лет - мост был перестроен в 1936-39 годах.
В ходе той реконструкции чугунные пролетные строения были заменены двумя стальными цельносварными балками, а бывший разводной пролет перекрыт ж/б балками, замаскированными под арку, облицованную гранитом. Разводным сделали центральный пролет моста, расширив быки для устройства в них разводных механизмов.
Последняя реконструкция, законченная в 2007 году, интересна не только расширением моста, но и тем, что мосту возвращен его исторический "арочный" облик.
2) Литейный мост строился в 1875-79 гг.
Длина моста 396 м, ширина 24,5 м, 6 пролетов, из которых 5 - клёпаные стальные арки, шестой, крайний у левого берега - разводной, в виде одной поворотной решетчатой фермы-"калитки", открывавшейся против часовой стрелки.
По первоначальному проекту "калитку" открывали вручную при помощи ворота, затем ее снабдили приводом от гидротурбины.
Процесс разводки занимал 20 минут.
Мост реконструирован в 1965-67 гг, когда были заменены пролетные строения и изменен принцип разводки. Разводным теперь стал второй пролет от левого берега. Ширина разводного пролета увеличена с 19,8 м до 55 м, сам мост стал шире почти на 10 метров.
3) Троицкий мост строился с 1897 по 1903 год.
Длина 582 м, ширина 23,43 м, изначально мост включал в себя трехпролетную каменную эстакаду у правого берега, пять арочных пролетов, у левого берега - двойной разводной пролет в виде уравновешенной фермы, поворачивавшейся на вертикальной оси.
Мост подвергся реконструкции также в 1965-67 годах, правда изменения коснулись только разводной части: появилось открывающееся вверх крыло, а также еще один каменный пролет вплотную к левому берегу.
Таким образом ширина разводного пролета достигла 43 метров, что на 21 метр шире прежнего.
Одновременная реконструкция Литейного и Троицкого мостов потребовалась в связи с проводившейся в 1960-е годы модернизацией Волго-Балтийского водного пути. Прежние разводные пролеты мостов стали слишком узкими.
Вложения
мосты0.JPG
Старые фотографии трех мостов

MTs
Энтузиаст
Сообщения: 3277
Зарегистрирован: Сб янв 05, 2008 23:21
Откуда: С.-Пб

Сообщение MTs » Пт янв 30, 2009 21:49

Еще интересный факт, что во Франции во время строительства Троицкого моста обсуждалось не сделать ли ответный подарок России. В ответ на "подарок" - самый красивый парижский мост имени Александра III и отрытого Николаем II в 1900 г.
Но не смогли или не решились.
Кстати Троицкий мост строила французская фирма «Батиньоль», существующая до сих пор

Аватара пользователя
Welk
Энтузиаст
Сообщения: 3768
Зарегистрирован: Ср ноя 15, 2006 16:05
Откуда: Спб, Пискаревка - Академка

Сообщение Welk » Пт янв 30, 2009 21:50

спасибо, очень интересно, про Литейный знал что он был поворотным, а про другие только увидел :)

Аватара пользователя
Бегемот
Энтузиаст
Сообщения: 3796
Зарегистрирован: Чт июн 28, 2007 23:31
Откуда: Мурино
Контактная информация:

Сообщение Бегемот » Пт янв 30, 2009 22:06

не за что, сам не так давно узнал.
что приятно - три моста, и три разных конструкции разводки.

Zverik
Активист
Сообщения: 416
Зарегистрирован: Ср ноя 28, 2007 12:50
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Zverik » Пн фев 02, 2009 15:40

Умопомрачительная фотография реконструкции Троицкого моста. Она есть в лучшем качестве?
Это из музея?

Аватара пользователя
Бегемот
Энтузиаст
Сообщения: 3796
Зарегистрирован: Чт июн 28, 2007 23:31
Откуда: Мурино
Контактная информация:

Сообщение Бегемот » Пн фев 02, 2009 19:38

У меня нету:(
В яндексе только мелкая нашлась.
А кадр действительно очень интересный.

Chartpilot
Энтузиаст
Сообщения: 2815
Зарегистрирован: Пт ноя 03, 2006 13:27
Откуда: Весёлый посёлок

Сообщение Chartpilot » Пн фев 02, 2009 23:12

Есть парочка вот таких:
Вложения
Оператор  Ананьев за съёмкой работ по замене разводного пролёта.jpg
Монтаж временных пролётов.
Ананьев - оператор Ленинградского телевидения.
Видно, что устанавливает аппаратуру.
Наверно в архивах ТВ много чего есть.
Вид на Кировский мост в процессе реконструкции.jpg
А это, очевидно уже в процессе замены разводного пролёта.
Машины движутся по временному косочку.

Аватара пользователя
Бегемот
Энтузиаст
Сообщения: 3796
Зарегистрирован: Чт июн 28, 2007 23:31
Откуда: Мурино
Контактная информация:

Сообщение Бегемот » Сб мар 13, 2010 10:03

Мосты во время реконструкции, спутниковые снимки 1966 года:
Вложения
Литейный мост-1966.jpg
Литейный мост
Кировский мост-1966.jpg
Кировский (Троицкий) мост

isbritish
Энтузиаст
Сообщения: 5116
Зарегистрирован: Пн окт 30, 2006 15:14
Откуда: Питер

Сообщение isbritish » Вт апр 13, 2010 23:19

Вот ещё одна реконструкция моста в 1966 - Ново-Московского, которая проводилась совместно с реконструкцией набережной. Интересно, что сделали какой-то временный мост в створе ул. Егорова. Реконструкция была с 1965 по 1967 - получается этот временный мост 2 года, как минимум стоял.
Вложения
novomosk.jpg

Аватара пользователя
Бегемот
Энтузиаст
Сообщения: 3796
Зарегистрирован: Чт июн 28, 2007 23:31
Откуда: Мурино
Контактная информация:

Сообщение Бегемот » Сб апр 17, 2010 10:29

Еще несколько фотографий Троицкого и Литейного мостов разных лет:[/b]
Вложения
Троицкий мост (реконструкция) - 1965-67 гг.jpg
Реконструкция 1965-67 гг
Троицкий мост на карте 1901 г..jpg
Строительство Троицкого моста.
Карта 1901 г. с сайта www.forum.aroundspb.ru
Троицкий (временный) мост - начало 1900х .jpg
Временный мост. На заднем плане - строительство нового Троицкого моста. 1900-03 гг
Троицкий (временный) мост - начало 1900х.jpg
Временный наплавной мост был проложен через Петропавловскую крепость, 1900-03 гг
Троицкий мост - 1895 год.jpg
Старый Троицкий мост, 1895 г.
Литейный мост - 1965-67 гг .jpg
Реконструкция Литейного моста, 1965-67 гг
Литейный мост - 1965-67 гг.jpg
Реконструкция Литейного моста, 1965-67 гг
Литейный мост - 1903 г.jpg
Старый Литейный мост, вид в сторону Центра, 1904 г
литейный-1870е.jpeg
Начало строительства Литейного моста - заложение южного берегового устоя, начало 1870-х гг.
Фото любезно предоставил Chartpilot.
троицкий-1970е.jpg

Аватара пользователя
Бегемот
Энтузиаст
Сообщения: 3796
Зарегистрирован: Чт июн 28, 2007 23:31
Откуда: Мурино
Контактная информация:

Сообщение Бегемот » Вт янв 18, 2011 12:25

Тема о первых постоянных мостах через Неву была бы неполной, если не упомянуть Бетанкуровский мост.

Он был построен в 1811 — 1813 годах на месте старого наплавного.
Это был деревянный, семипролетный арочный мост, выполненный по проекту инженера А. Бетанкура, фамилия которого и дала этому строению народное название - Бетанкуровский.

Августин де Бетанкур и Молина (Августин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделярия де Бетанкур и Молина, 1758—1824) — испанский, затем российский государственный деятель, учёный, генерал-лейтенант русской службы, архитектор и инженер, организатор строительства и транспорта в Российской империи.

Нужно отметить, что возведенный мост стал образцом выдающихся достижений отечественной инженерной мысли того времени, так как явился первым в России подобным мостовым сооружением и послужил прототипом для строительства других, аналогичных мостов. Речные устои его были сделаны сварными, а береговые – каменными, из розового гранита, на свайном основании, которые устанавливал известный «камнетесных дел мастер» Самсон Суханов.
Строительство велось под руководством инженеров А. Д. Готмана и С. О. Пантелеева. Общая длина моста была 150 метров.

Первый капитальный ремонт моста был произведен в 1833 году, по разработанному инженером П. П. Базеном, проекту. Тогда ремонт не затронул саму конструкцию моста, и были сохранены укрепленные чугунными муфтами его свайные опоры. Интересно, что в те далекие года ремонтные работы, которые необходимо было произвести ниже уровня воды, осуществлялись в специальных кожаных мешках.

Мост прослужил до 1859 года, когда арочные конструкции были заменены балочными, подкосной системы.

В конце 19 века Бетанкуровский мост получил современное название - Каменноостровский.
Вложения
1822.JPG
Въезд на мост со стороны Каменного острова, худ. Галактионов С.Ф., 1822 год
1830е.jpg
Один из пролётов моста на картине В.С.Садовникова, 1830 год
betancourt.fundacionorotava.essectionslibrarygraphic.jpg
Проектный чертеж моста

Аватара пользователя
Инженер
Энтузиаст
Сообщения: 15806
Зарегистрирован: Чт ноя 16, 2006 18:35
Откуда: Санкт-Петербург, северное Купчино

Сообщение Инженер » Вт янв 18, 2011 14:11

Речные устои его были сделаны сварными , а береговые – каменными

Вроде как в начале 19-го века сварки не было..... :D
Видимо речь идет о свайных деревянных русловых опорах.
ИМХО, картинка Садовникова не соответствует чертежу ЭТОГО моста.

Ничего не знал об этом мосте. Никогда не слышал :shock:

Аватара пользователя
Бегемот
Энтузиаст
Сообщения: 3796
Зарегистрирован: Чт июн 28, 2007 23:31
Откуда: Мурино
Контактная информация:

Сообщение Бегемот » Вт янв 18, 2011 15:53

Инженер писал(а):
Речные устои его были сделаны сварными , а береговые – каменными

Вроде как в начале 19-го века сварки не было..... :D

Начиная с петровских времен в России активно использовались кузнечная сварка и литейная сварка.

Добавлю к предыдущему сообщению самую важную, на мой взгляд, заслугу Бетанкура - внешний вид Бетанкуровского моста послужил эталоном для больших питерских мостов.
Во всяком случае, и Благовещенский, и Литейный, и Троицкий мосты стилистически очень на него похожи.

Аватара пользователя
Инженер
Энтузиаст
Сообщения: 15806
Зарегистрирован: Чт ноя 16, 2006 18:35
Откуда: Санкт-Петербург, северное Купчино

Сообщение Инженер » Вт янв 18, 2011 17:00

Бегемот писал(а):Начиная с петровских времен в России активно использовались кузнечная сварка и литейная сварка.

Конечно, в голове крутилась электрическая или аргоновая сварка, но что-то такое типа кузнечной сварки я себе пытался представить, точнее-это скорее пайка по сути. Но искать в сети не было времени.
Однако к опорам моста это как-то не шибко применимо. Хотя...стягивающие сваи в кусте элементы могли быть такими.
- внешний вид Бетанкуровского моста послужил эталоном для больших питерских мостов.
Во всяком случае, и Благовещенский, и Литейный, и Троицкий мосты стилистически очень на него похожи

А это и не удивительно.
Конструктивный элемент-решетчатая арка, с растянутыми и сжатыми элементами из дерева или железа пришла на смену сплошной каменной арке и позволила при меньшей стреле подъема перекрывать бОльшие пролеты.

isbritish
Энтузиаст
Сообщения: 5116
Зарегистрирован: Пн окт 30, 2006 15:14
Откуда: Питер

Сообщение isbritish » Вт сен 27, 2011 23:00

О строительстве мостов в середине прошлого века. Журнал "Дороги" №11 (август 2011)
Вложения
roads11-17.jpg
roads11-16.jpg
roads11-15.jpg
roads11-14.jpg
roads11-13.jpg
roads11-12.jpg