05 июля 2011, 09:39 | Денис Лебедев
В Петербурге в ближайшие годы случится революция в транспортном сообщении городских предместий с центром. Городские власти нашли быстрый и дешевый способ расширить сеть пассажирских скоростных перевозок. Чиновники по примеру европейских столиц решили совместить метро с пригородными поездами.
"На первом этапе планируется объединить метро и электрички едиными тарифами и общей системой оплаты проезда", — говорит глава комитета по транспорту СПб Станислав Попов. Затем чиновники планируют добиться, чтобы на востребованных направлениях поезда ходили раз в 10 минут. "Тогда мы фактически получим сразу несколько готовых веток метро", — говорит Станислав Попов. Реализация таких планов поднимет интерес девелоперов к линиям электричек. Недвижимость возле железнодорожных станций может сравняться в стоимости с недвижимостью возле станций метро, и в городе появится несколько десятков новых точек притяжения массового жилья и торговли.
В Петербурге всеми пригородными железнодорожными перевозками занимается ОАО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" (СЗППК). Она на 74% принадлежит ОАО "РЖД", а на 26% — городу. "Цены за проезд и так устанавливают чиновники, и введение единого билета — технический вопрос", — говорит представитель компании Юлия Войтович. В СЗППК приводят в пример павловское направление, где в виде эксперимента в часы пик частота отправлений уже повышена до 15 минут.
Проблемы могут возникнуть с перевозками за город. Областные власти отказались входить в состав учредителей СЗППК, а в 2011 году резко подняли цены на билеты. Теперь 1 км пути в электричке по области в 1,5 раза дороже, чем в городе. Возможные претензии к новому проекту со стороны властей и жителей области вполне ожидаемы. В ряде поселков проезд электричек каждые 10 минут парализует местное автомобильное движение, если не начать строительство двухуровневых развязок. Но пока электрички ходят редко, пробки на въездах в город возникают из-за маршруток. Если планы комитета по транспорту воплотятся в жизнь, до 500 тыс. пассажиров, которые тратят на поездки около 50 млн рублей в день, пересядут на поезда. Такие деньги могут привлечь и частных инвесторов в проект слияния метро с электричками.
Как это должно работать
На первых порах для объяснения пассажирам того, как быстро дойти от вагона метро к электричке, надо будет буквально рисовать на полу стрелки. Хотя разделить на вокзалах потоки нетрудно. К примеру, на Московском вокзале пассажиры электричек уже вообще не пересекаются с пассажирами дальних поездов. Другой проблемой может стать организация продаж единых билетов и введение зональной оплаты проезда. Но из городского бюджета на автоматизацию этих процессов уже выделяется по несколько десятков миллионов рублей в год, и это также вопрос времени и управленческого таланта.
Частые железнодорожные поезда, безусловно, будут мешать автомобильному движению. Но и эта проблема постепенно решается. Так, совместно с ОАО "РЖД" работает программа ликвидации железнодорожных переездов, а ряд самых напряженных пересечений дорог заменяется двухуровневыми развязками. К, примеру, между Витебским вокзалом и Пушкином уже сейчас нет ни одного переезда. Строительство одного нового путепровода над железной дорогой может обходиться городу в 1–2 млрд рублей. Эти затраты могут быть разделены с ОАО "РЖД".
Самой главной проблемой объединения метро с электричками станет необходимость закупки большого количества новых поездов. Сегодняшний вагонный и локомотивный пассажирский парк РЖД устарел морально и технически. Госмонополия уже дала старт совместному проекту с Siemens по строительству электричек нового поколения под названием "Ласточка". Соглашение предполагает выпуск 1200 поездов. Первые поезда рассчитаны на работу в Сочи. Если обслуживание работающих в Петербурге жителей Ленобласти окажется выгодным, новые поезда появятся и в Петербурге. Вполне вероятно, что расширение метро станет новым проектом государственно-частного партнерства.
http://www.neva24.ru/a/2011/07/05/V_Pet ... mmentFrame
Сразу видны возможные маршруты: СПб-Зеленогорск, СПб-Девяткино, СПб-Колпино, СПб-Павловск, СПб-Красное Село, СПб-Ораниенбаум.
Если отвлечься от предвыборной шумихи и посмотреть на это предложение как на "чистую идею" - это вообще реально у нас?