http://archive.ec/Xgk1a (резервная ссылка, т.к. статья удалена с сайта КП)
http://www.spb.kp.ru/daily/26561/3577357/Строитель «Зенит-Арены» - «Комсомолке»: Бетон лили плохой, арматуру вязали кое-как (02.08.2016, Александра Крылова, Комсомольская Правда)
Корреспондент «КП» поговорил с инженером, который работал на главной стройке ПетербургаДОРОЖЕ ТОЛЬКО «УЭМБЛИ»Еще до падения курса рубля новый футбольный стадион в Петербурге вошел в пятерку самых дорогих арен на планете. С тех пор рубль сильно подешевел - а стадии еще прибавил в цене. Из всех футбольных площадок дороже – только английский «Уэмбли»
На стадион в Петербурге потратили уже почти 40 миллиардов рублей, а достроить не получается десятый год. Да что там – достроить. На днях из проекта со скандалом вышел генподрядчик, компания «Инжтрансстрой» – ее просьбу дать еще денег власти отвергли с гневом.
Все началось в середине июля. Рабочие сразу нескольких субподрядных организаций, строящих стадион, устроили забастовку «без объявления войны». Оказалось, зарплату им не выплачивали по два-три месяца.
В ответ в «Инжтрансстрое» во всем обвинили городские власти: мол, Смольный до сих пор не выплатил им за выполненные работы порядка 1 миллиарда рублей, и вообще всячески тормозит стройку.
Мало кто смог понять логику генподрядчика. 25 июля контракт с ним был разорван. Кто будет достраивать арену, вопрос открытый.
По оценке «Инжтрансстроя», стадион готов на 85 процентов. Но как возводили самую дорогую арену в России?
«Комсомолка» пыталась вывести на откровенность нескольких строителей и инженеров, работавших на стройке. Почти все отказались, объяснив это страхом за будущее своей семьи. Дескать, правда никому не нужна, а у нас будут крупные неприятности.
И все-таки один из инженеров согласился на разговор. Но, разумеется, на условиях полной анонимности. Для удобства назовем нашего собеседника Иваном.
КРУГОВОРОТ МИГРАНТОВ НА СТРОЙКЕКогда работяги устроили забастовку на будущем стадионе, они ждали не чиновников и не прокуратуру. Они ждали… полицейских из Управления по вопросам миграции. Была на Крестовском острове такая традиция: раз в несколько месяцев на стройку приезжали сотрудники Федеральной миграционной службы (ФМС). Но с тех пор, как ведомство расформировали, именно полицейские стали грозой нелегалов.
- Субчики (так профессионалы называют субподрядичков – прим. Ред.) брали и легальных мигрантов, и нелегальных под шумок, - рассказывает «Комсомолке» Иван, проработавший на стройке несколько лет в конце нулевых. – Схема была такая: субподрядчик завозит в стройгородок несколько бригад. Они работают несколько месяцев, после чего приезжают машины ФМС, забирают мигрантов. Потом привозят новых, потом еще и еще.
По словам Ивана, примерно за два месяца до очередного визита ФМС рабочим вдруг переставали платить зарплату. В среде инженеров и руководящего состава даже сложилась грустная шутка: первый месяц у мигрантов зарплата – 100 процентов, второй – 70, третий – 50, четвертый и пятый – ноль. А потом - ФМС.
В общем, теперь понятно, почему рабочие затеяли этот июльский бунт. Они просто боялись, что их вот-вот выкинут из страны! Терять парням в оранжевых жилетках было нечего. И это они, сами того не ожидая, положили конец одному из крупнейших госконтрактов в современной России .
«Я ТУДА НЕ ПОЙДУ»Инженер Иван застал начало строительства «Зенит-Арены». И для себя твердо решил: на стадион он – ни ногой.
- Я под дулом пистолета туда не пойду! И родственникам, и друзьям запрещу, – горячится наш собеседник.
И дело не в обиде на бывшее руководство. Просто Иван видел, как и из чего делали арену.
- Проектная документация с самого начала была «сырая», с грубейшими ошибками. При строительстве еженедельно, иногда ежедневно от заказчика (то есть от властей – прим. Ред.) приходили изменения, дополнения. Все переделывалось в спешке – лишь бы успеть, - вспоминает он. Запись этого разговора есть в редакции «КП».
При этом, по его словам, в ход могли пойти и не самые качественные материалы.
- Технологических нарушений масса. Например, экономия арматуры при вязке (соединении отдельных частей металлического каркаса – прим. Ред.). Где-то вообще не было вязов, где-то не соблюдались интервалы. Есть места, где сделано не по проекту вообще, - рассказывает Иван.
Но арматура – это еще не все. Как выяснила «Комсомолка», в чашу могли залить и не самый лучший бетон.
МАЛЕНЬКИЙ БЕТОННЫЙ ЗАВОДИКСобственное производство бетона – довольно распространенная история на крупных строительных объектах. Удобно: не нужно гонять бетономешалки из одного конца города в другой. А еще можно мешать, что и как хочется.
- На территории стояла бетоносмесительная установка, по сути – мини-завод. Но производство никто не контролировал, - рассказал «КП» Иван. - Бетон использовался не того класса - в вечернее или неподконтрольное время делали худшего качества.
А как же контроль? Владельцы мини-завода все учли: специально для лабораторий они якобы… подделывали пробы!
- По правилам, с каждой партии лили маленькие кубики для лаборатории - для проверки на прочность. Так вот изготавливалось множество кубиков из одной качественной партии - и они же прикладывались к другим партиям, где бетон был на самом деле плохой, - заявил наш источник.
По его словам, на «левом» бетоне можно было заработать неплохие деньги: в один только в ростверк (то есть фундамент) планировали залить порядка 30 тысяч кубометров…
Как выяснила «КП», проектировщики предполагали использовать бетон высочайшего класса – B60 и марки М800. Такой бетон устойчив к морозам и влаге – ведь климат в Петербурге непростой.
Но что именно залили в ростверк, теперь уже и не узнаешь. Остается надеяться на совесть строителей стадиона. Правда, их коллеги – из числа бывших – в нее не очень-то верят.
Примечательно, что Иван ушел со стройки практически со скандалом – после того, как попытался остановить нарушения на своем участке, его перевели на другой объект.
И если все, что он говорит, правда, то работы для прокуратуры и для других контролирующих органов на «Зенит-Арене» еще предостаточно.
Первый тест нового стадиона – Кубок Конфедераций-2017, который пройдет в июне-июле следующего года. Второй – собственно Чемпионат Мира по футболу-2018.
И, в общем-то, уже не важно, какое место Россия займет на этих турнирах. Главное – чтобы стадион выстоял.
ОФИЦИАЛЬНО«Начинали строить один объект, а закончили – другой»В компании «Инжтрансстрой», которая возводила стадион почти семь лет, «КП» заявили: все работы проводили качественно, и с материалами не мудрили. При этом здесь признали: переделывать приходилось очень многое.
- Проектные решения постоянно менялись, - заявил «Комсомолке» генеральный директор компании «Инжтрансстрой» Виталий Лазуткин. - Недавно у нас, допустим, поступили замечания от Федеральной службы безопасности – о том, чтобы переделать ранее построенное помещение. Нам пришлось менять сети, перекладывать коммуникации. И таких примеров много.
- Так почему же сразу все это не было учтено?- Хороший вопрос. Мы строили и проектировали одновременно. У нас не было полноценного проектного цикла. А он должен занимать, на мой взгляд, не менее пяти лет. Плюс еще два года нужно готовить проектно-сметную документацию для тендера. А мы начинали строить один объект, а заканчили уже другой!
Когда мы строим и проектируем одновременно, неизбежны потери – прежде всего в производственной последовательности работ. Нельзя всего предусмотреть.
- Выдержат конструкции?- Да. Металлическая крыша стадиона является уникальной мостовой конструкцией весом в почти 20 тысяч тонн. Она висит в воздухе на сложнейшей системе пилонов. Аналогов в мире ей нет, тем более таком северном исполнении. Я имею виду наш климат. Нагрузка – до 2 метров снега на квадратный метр. Плюс у нас есть раздвижная кровля. Тоже уникальная конструкция, которую мы три раза перерасчитали и фактически заново спроектировали. Туда вносилось не менее пяти или шести существенных изменений!
То есть мы только в процессе монтажа стали понимать, какие усиления, нагрузки мы должны учитывать.
- А нельзя ли было сначала все просчитать?- В 2013 году специалисты международной компании, которая спроектировала и построила порядка 10 стадионов, дала одно веское заключение – остановить строительство, два года заниматься сверкой исполнительной документации, чтобы понять, что мы построили…
Сделать расчет, спроектировать заново – еще два года. И только в конце 2015 или в начале 2016 года можно было начинать стройку, по их подсчетам. Это рекомендация крупных международных компаний.
Но город был против! У нас же Чемпионат мира скоро. Все проблемы «Зенит-Арены» лежат в этой плоскости. Строительные объемы, в том числе бетона, инженерных сетей, – они все время менялись. Нет ни одной константы в проекте – все поменялось.
ТОЛЬКО ЦИФРЫВ 2007 году началось строительство объекта
280 тысяч квадратных метров составит площадь стадиона
68134 зрителя поместятся на трибунах
6.7 миллиарда рублей – начальная стоимость контракта
39.2 миллиарда рублей – стоимость стадиона на июль 2016
5 миллиардов рублей потратили только на разбор старого стадиона имени Кирова, на месте которого возводят «Зенит-Арену»
4 года условно получил директор одной из фирм-субподрядчиков, попавшийся на мошенничестве при строительстве
В марте 2009 года стадион обещала сдать бывший губернатор Петербурга Валентина Матвиенко
СКАЗАНО!«
Это не просто долгострой, это выглядит позорно». Премьер
Дмитрий Медведев, 1 сентября 2012 года.