Надо ли строить Феодосийский мост вместо Орловского тоннеля в Петербурге
19/09/2012
На неделе стало известно, что вместо Орловского тоннеля в Смольном решили построить мост. Мост должен быть круглосуточным. Название уже есть - Феодосийский. Максимальная стоимость объекта с подходами – 15 - 17 млрд рублей. Online812 решил рассмотреть плюсы и минусы идеи.
Нужна ли переправа
Проект Орловского тоннеля был заморожен прошлой осенью. В марте 2012 года Комитет по развитию транспортной инфраструктуры начал разработку альтернативных вариантов круглосуточной переправы через Неву - более дешевых. В конце концов остановился на варианте неразводного моста между Синопской и Свердловской набережными в створе улиц Орловская и Феодосийская. Мост должен быть будет либо арочным, либо вантовым длиной пролета около 300 метров.
Возможность появления моста прямо на фоне Смольного собора сразу вызвала противоречивые эмоции. Так, по мнению начальника аналитического отдела ИК БФА Дениса Демина, сейчас в этом месте можно обойтись без переправы вообще. «Я не считаю, что это такая глобальная проблема, чтобы тратить на это 20 млрд рублей. Разве так много людей, которым в ночное время нужно перебраться с берега на берег? В крайнем случае можно объехать по Вантовому мосту. Еще год назад власти говорили, что надо разгружать центр - и это было одно из обоснований отказа от Орловского тоннеля». Рано или поздно, считает Демин, переправу в этом месте придется построить, но на данный момент «это не самая главная проблема в городе».
Архитектор Марк Ицков с ним категорически не согласен - на его взгляд, Орловский тоннель - это объект, который нужно строить в первую очередь: «Он держит всю транспортную систему, он там очень нужен. Из-за отсутствия этого тоннеля могут быть нехорошие последствия, например, сейчас из-за него хотят расширять кольцевую дорогу. Только строить его надо на современном уровне, мелкозаглубленным, а не как в 50 - 60-е годы».
По мнению еще одного эксперта Online812, спор на тему «нужна ли переправа» неконструктивен. «Когда в 1911 году открылся мост Петра Великого (Большеохтинский), на правом берегу Невы была одноэтажная крохотная деревня - и больше ничего. Еще раньше, в 1903 году, был построен Троицкий мост. Петроградская сторона тогда тоже была такой деревней. За 10 лет она превратилась в европейский город, в Каменноостровский проспект. Эти объекты необходимы для развития города».
Мост или тоннель
Точная высота пролета Феодосийского моста над водой пока неизвестна, однако есть готовые примеры подобных мостов: у Большого Обуховского (Вантового) высота 30 метров, у моста в составе ЗСД – 35 метров. А вопрос высоты в центре города - самый острый, обычно градозащитники считают, что высотные объекты испортят исторические панорамы. Правда, по мнению депутата ЗакСа Бориса Вишневского, этот мост «можно построить так, что он не испортит панораму». По его словам, «все будет зависеть от его конструкции». С ним согласен член экспертного совета при полпреде президента в СЗФО Александр Ходачек: «Не понимаю, почему он должен портить панораму, ведь это и не совсем центр города. И мост в несколько раз дешевле, а также не потребует таких сложных развязок, которые нужны при тоннеле».
По мнению Марка Ицкова, строить мост в том месте недопустимо: «Я видел, как может выглядеть мост, на картинке. Это достаточно красивый мост, но где он находится? Рядом со Смольным. Это будет мост неразводной, и как не понижай высоту, он все равно будет очень высокий. Я считаю, что в центре Петербурга можно строить только тоннели». Кроме того, настаивает Ицков, мост нельзя здесь строить еще и потому, что «с моста нельзя выйти, не нарушая набережных. Посмотрите на Благовещенский мост - он разрушил выходами все набережные. Повторять такие вещи нельзя!».
В Генеральном плане Ленинграда переправа между Синопской и Свердловской набережными запланирована с 1948 года - и не в виде моста, а в виде тоннеля. И не в связи с тем, что опасались испортить красоту видов – в Петербурге неразводной мост через Неву появился только в 2000-е годы, до этого строили только разводные мосты. Но разводной мост между Синопской и Свердловской набережными очень сложно построить, объясняет эксперт: «Разводной мост строится с опорами, из-за этого его проходная часть довольно узкая. На повороте Невы сильное течение, суда немного уносит от центра Невы к берегу - то есть им довольно сложно пройти через этот узкий пролет моста. Тоннель всегда считался самым оптимальным вариантом для этого участка».
По мнению эксперта, в каком-то смысле продолжается история с газпромовской башней: «Вот ушел «Газпром» с Охты, страсти утихли. Но вся наша архитектурная братия все равно угробит это место. Сейчас в районе Смольного можно насчитать полтора десятка новых строек - все они высокие. То есть в этом месте на Неве появляется новый масштаб, она утрачивает свое величие. Эти здания сожмут Смольный собор, который исторически был доминантой. И если признать, что мы сознательно идем на это, то тогда можно строить и мост. Но это будет уже не Петербург, а кусок Москвы. Примерно такая же панорама, какая возникла между мостом Александра Невского и Большеохтинским мостом». Эксперт считает, что решить проблему может только строительство тоннеля.
«То, что тоннель строить дорого, - это глупости, - говорит архитектор Марк Ицков. - Под Темзой в Лондоне построено 32 тоннеля. В Петербурге построено столько в метро тоннелей! У нас построен мелкозаглубленный Канонерский тоннель наплавным способом. Мы таким же способом предлагаем строить Орловский и Новоадмиралтейский тоннели. Они мелкозаглубленные, выходы из них строить гораздо удобнее, ничего не надо сносить, они сразу выходят прямо на набережную. Сейчас по такой технологии строится тоннель в Стамбуле, под Босфором, на глубине 60 метров. Нева не имеет такой глубины, тут 10 - 15 метров, строить легче». По словам Ицкова, уже рассчитана стоимость такого тоннеля, но он пока называть ее отказывается: «За те деньги, которые выделяли на строительство Орловского тоннеля, можно все необходимые Петербургу переправы построить».
Анастасия ДМИТРИЕВА