Разводка не по графику: новые мосты через Неву разрежут землю предприятийhttps://www.dp.ru/a/2021/05/14/Razvodka_ne_po_grafikuКонфигурацию двух будущих мостов через Неву хотят изменить так, что подъезды к ним пройдут прямо по территориям крупных предприятий.Ново–Адмиралтейский мост, который свяжет Коломну с Васильевским островом, прежде хотели строить в створе 22–й и 23–й линий. В таком исполнении он пересёк бы Большую Неву и, затронув лишь самый край Ново–Адмиралтейского острова, вышел бы к наб. реки Мойки. Но в проекте нового генплана переправу сдвинули более чем на 300 метров выше по течению Невы — к тому месту, где сейчас стоит причал с музеем "Подводная лодка С–189", между 16–17–й и 18–19–й линиями. Так что, перешагнув Неву, мост выйдет ровно посередине Ново–Адмиралтейского острова, своим съездом разрежет его пополам и пройдёт к перекрёстку наб. реки Мойки и Английского пр., главной магистрали Коломны.
Найти правильную линиюПомимо подводной лодки проблема в том, что Ново–Адмиралтейский остров занимает стратегическое (согласно системе "Контур.Фокус") предприятие — Адмиралтейские верфи. Хотя разговоры о возможности перевода завода идут давно и уже в нынешнем генплане остров обозначен как зона деловой застройки, конкретики не было, предприятие продолжает работать. Теперь же в проекте генплана остров обозначен не просто как деловая зона, а деловая зона под развитие (то есть под редевелопмент) с тем же сроком, что и проектируемый мост (к 2040 году).
На Адмиралтейских верфях не прокомментировали планы по выводу предприятия и редевелопменту, отметив лишь, что "строительство моста через Неву относится к компетенции городских властей". Руководитель экспертной группы комиссии по горхозу ЗакСа Александр Карпов в комментарии "ДП" отметил, что прежний вариант трассировки создавал слишком большую нагрузку на 22–ю и 23–ю линии, здесь же потоки на Васильевском будут распределены сразу на две улицы. Съезд в сторону Адмиралтейского района также будет и на Мойку, и на Английский. К тому же старая планировка накладывалась на линию метрополитена, что создавало потенциальные риски. Наконец, прежнее расположение устоев моста вызывало критику с точки зрения безопасности судоходства.
По словам транспортного инженера Дмитрия Баранова, Ново–Адмиралтейский мост не состоялся именно ввиду проблем с безопасностью судоходства и из–за необходимости переноса Адмиралтейских верфей. Но и новое место эксперт считает очень неудачным.
"Там сейчас прекрасная набережная с причалом, а мост её испортит. Кроме того, мост предполагает организацию одностороннего движения по 18–19–й и 16–17–й линиям, но эти линии представляют собой бульвары. Чтобы сделать там одностороннее движение, бульвары придётся уничтожить, а это недопустимо, так как бульвары являются ЗНОП. Дополнительно загружать эти линии — значит сильно ухудшить жизнь тех, кто там живёт. Да и на другой стороне подключение очень неудобное. На мой взгляд, оптимальным был бы створ 24–й и 25–й линий, но там уже, насколько я слышал, запланировано строительство жилья. Транспортный эффект тоже вряд ли будет значительным, так как потоки упрутся в те же самые узкие места, что и сейчас, а расстояние до соседнего Благовещенского моста очень небольшое. В целом любое значительное перераспределение потоков в этом районе приведёт к ущербу для жителей, который нужно как–то компенсировать", — прокомментировал "ДП" Баранов.
По землям "Водоканала"Ещё один проектируемый мост — Арсенальный, дублёр Литейного, прежде предполагался только до Смольной наб. Теперь же, по проекту генплана, съезд с него хотят пробить через историческую территорию Главной водопроводной станции до Таврической ул. При этом часть станции к западу от моста переводится в деловую зону, тогда как большая часть остаётся в инфраструктурной. Ранее, между прочим, всю станцию хотели выводить.
"В перспективе город может рассмотреть вариант об отказе от использования этой станции для снабжения водой, и начиная с 2022 года эта территория начнёт освобождаться", — заявлял ранее главный архитектор Петербурга Владимир Григорьев. Однако теперь в "Водоканале", кажется, с землёй расставаться не готовы.
"Запросов на строительство съезда с моста через территорию Главной водопроводной станции в адрес ГУП “Водоканал Санкт–Петербурга” не поступало. Вывод Главной водопроводной станции не планируется", — заявили "ДП" на предприятии.
Там добавили, что, если вывод всё–таки состоится, судьбу земли будет определять собственник — то есть город.
Решение с пробивкой съезда с Арсенального моста в сторону Шпалерной правильное, но в нынешнем виде оно не может быть реализовано, прокомментировал Карпов. Выделенный коридор слишком узкий, если сравнивать с грандиозными петлями Орловского тоннеля (который, к слову, тоже сохраняется в проекте генплана) и другими развязками. Нужна ещё развязка моста со Смольной набережной.
Дмитрий Баранов ещё в 2017 году подавал предложение о пробивке съезда Арсенального моста до Шпалерной, что необходимо для прямой связи Центрального и Калининского районов, прежде всего для общественного транспорта.
"Такой связи сейчас очень не хватает, а без пробивки мост работал бы только на личный транспорт и перегружал Воскресенскую наб. Есть вопрос, что делать с узкой Таврической ул., на которую выходит створ подхода к мосту. В генплане предлагается её реконструировать, но фактически это невозможно. Решением может стать использование коридора Суворовский пр. — пл. Пролетарской Диктатуры — Тверская ул. — часть Таврической ул. к северу от Тверской ул. (в этой части улица шире). Сам Арсенальный мост — нужный проект, так как сейчас Литейный мост очень загружен, вокруг него серьёзные транспортные проблемы, и альтернативный коридор не только разгрузит Литейный, но и позволит “очеловечить” пространство вокруг. Кроме того, в Калининском районе идет активный редевелопмент промзон, требующий развития общественного транспорта", — говорит Баранов.
В комитете по транспорту про узость Таврической ул. ничего не сказали, но отметили, что её пробивка "поможет правильно перераспределить транспортные потоки на набережной".
Загрузки хватит всемЧто касается Орловского тоннеля, который сохраняют в проекте генплана, то этот объект никак не связан с Арсенальным мостом и не конкурент ему, говорят собеседники "ДП".
"Обсуждался другой мост, в створе Феодосийской ул., как альтернатива тоннелю, но проект был довольно неудачный и не состоялся. Сама идея тоннеля как транспортной связи в этом месте выглядит логичной, однако на поверку это очень дорогой, но не очень эффективный проект, потому что подходы к нему со стороны Центрального района очень ограничены. Он немного сокращает путь для водителей, но в целом транспортные проблемы города не решает. И удешевить его при таком расположении никак нельзя. А строительство развязок для подключения тоннеля приведёт к ликвидации двух скверов, которых в городе и так не хватает. В общем, объект в генплане оставили на всякий случай. Не думаю, что он вообще когда–нибудь состоится", — считает Баранов.
Арсенальный мост и Орловский тоннель не конкуренты, отмечают в Комтрансе. "Каждый разгружает свой мост: Арсенальный работает на Литейный, Орловский — на Большеохтинский. Загрузки хватит на всех с учётом развития застройки", — прокомментировали в комитете.
"Решения по размещению Ново–Адмиралтейского и Арсенального мостов отражены в проекте генерального плана на основании Концепции развития транспортной системы Петербурга, разработанной по заказу комитета по развитию транспортной инфраструктуры", — прокомментировали "ДП" в КГА. Там отметили, что подход к Арсенальному мосту со стороны Шпалерной в створе Таврической ул. является проектным предложением НИПЦ генплана и "обосновывается необходимостью перераспределения транспортных потоков в центральной части города". Что касается Ново–Адмиралтейского моста, по данным Комтранса, он сдвинут в связи с тем, что "кгиоповские ограничения противоречили старому генплану".
Генплан будет обсуждаться на общественных слушаниях в 2021 году. Срок строительства мостов — 2040 год. Добавим, новым генпланом предусмотрено строительство ещё одной важной переправы через Неву — в створе Фаянсовой и Зольной ул. (она станет частью Широтной магистрали скоростного движения, ШМСД).
Правда, поскольку власти всё никак не могут определиться, что они хотят — мост или тоннель, проектом предусмотрено и то и другое. А на Петроградской стороне, чтобы замкнуть набережные вокруг острова в кольцо, предусмотрен тоннель под Лопухинским садом (прежние планы по строительству обычной набережной не выдержали критики).