Сегодня, 18 ноября, на полгода ранее срока, установленного государственным контрактом, открылось движение транспорта по Тучкову посту после реконструкции. В церемонии открытия рабочего движения приняли участие вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин, председатель Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга Сергей Харлашкин, председатель Совета директоров ЗАО «Пилон» Мевлуди Блиадзе и другие.
С июня 2016 года в круглосуточном режиме по заказу Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга силами генерального подрядчика ЗАО «Пилон» ведется реконструкция Тучкова моста. Тучков мост имеет большое значение для обеспечения бесперебойного движения автотранспорта в исторической части города, интенсивность движения по которому в часы максимальных нагрузок составляет 5190 автомобилей в час.
Мост, соединяющий Васильевский остров и Петроградский район, входит в перечень транспортно-инфраструктурных объектов Чемпионата мира по футболу в России 2018 года.
На первом этапе реконструкции Тучкова моста работы велись на стороне переправы, выходящей к Финскому заливу (низовая сторона), на втором – на верховой стороне, выходящей к Биржевому мосту.
К маю 2017 года силами ЗАО «Пилон» был завершен первый этап, в ходе которого выполнена полная замена стационарных конструкций мостасо стороны Финского залива (низовая сторона), завершены в полном объеме работы по реконструкции разводного пролетного строения, в том числе, усиление главных балок, демонтаж изношенных механизмов разводного пролета, замена подшипников и полностью корродированных противовесов (общим весом 25 тыс. тонн). Изготовлены и смонтированы новые противовесы, установлено новейшее современное оборудование разводного пролета с пусконаладкой, что обеспечило в сжатые сроки возможность подготовить мост к навигации 2017 года.
Кроме того, в межнавигационный период 2016-2017 гг. заменены подводные переходы в фарватере силовых электрокабелей и кабелей связи.
В рамках второго этапа велись аналогичные работы по реконструкции стационарных пролетных строений объекта со стороны Биржевого моста.
На время реконструкции моста движение транспорта не прекращалось, оно было организовано по временной схеме – по нескольким полосам в направлении от Васильевского острова к Петроградской стороне.
За время реконструкции мост полностью закрывали для движения транспорта и пешеходов лишь дважды - на непродолжительное время. В апреле 2017 года специалисты ЗАО «Пилон» проводили пусконаладочные работы на разводном механизме моста, а в конце сентября - работы по бетонированию плиты проезжей части, в ходе которых по продольному стыку были объединены два этапа реконструкции переправы.
С целью скорейшего восстановления полноценного транспортного и пешеходного сообщения Василеостровского и Петроградского районов Санкт-Петербурга Комитетом по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга в рамках подготовки закона о бюджете Санкт-Петербурга на 2017 год обоснована необходимость увеличения лимита финансирования на 2017 год, что позволило откорректировать календарный план выполнения работ и обеспечить возможность открытия рабочего движения по мосту 18 ноября 2017 года.
В процессе производства работ ЗАО «Пилон» совместно с СПб ГКУ «Дирекция транспортного строительства» удалось нарастить темп производства работ, в том числе за счет выполнения работ на разводном пролетном строении на всей ширине моста с полным закрытием моста для движения транспортных средств в ночное время суток с 00:00 до 06:00, при этом днем движение осуществлялось по аппарелям, которые зарекомендовали себя с положительной стороны при реконструкции Дворцового моста.
Справочная информация
Государственный контракт №С-136 от 24.11.2015 г.
Главный распорядитель бюджетных средств – Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга.
Технический заказчик – СПб ГКУ «Дирекция транспортного строительства».
Генеральная подрядная организация – ЗАО «Пилон».
Стоимость работ – 2,4 млрд рублей.
Срок завершения работ по контракту – 31.05.2018.
Проектировщик – АО «Институт Гипростроймост-СПб».
Состав работ:
- подготовка территории строительства (разбивочные работы, переустройство коммуникаций, организация дорожного движения на период строительства);
- реконструкция элементов опор и опор разводного пролета;
- замена стационарных пролетных строений;
- реконструкция разводного пролетного строения;
- полная замена механизмов и оборудования разводного пролетного строения (установлены новые гидроцилиндры, насосные станции, подшипники осей вращения разводного пролета, электрическое оборудование), автоматизированной системы управления;
- комплексная наладка разводного пролета;
- предпусковое обследование и испытание разводного механизма;
- переустройство инженерных сетей;
- дорожные работы;
- работы по организации безопасного дорожного движения (установка пешеходного ограждения, устройство АСУДД);
- реставрация элементов архитектурного декора;
- ремонт систем наружного освещения;
- устройство павильонов для персонала и служб по техническому обслуживанию моста на двух опорах разводного пролета;
- замена трамвайных путей.
Историческая справка
Впервые на Малой Неве был наведён плавучий мост на плашкоутах
в 1759 году, который вначале назывался Никольским, а после получил название по имени сооружавшего этот мост лесопромышленника Авраама Тучкова. В то время это был самый длинный мост в городе – 890,0 метров.
В 1833-1835 годах наплавной мост был заменён многопролётным деревянным мостом балочно-подкосной системы на деревянных свайных опорах с двукрылым разводным пролётом посередине. Мост был сооружён в створе Большого проспекта Петербургской стороны с устройством земляной дамбы от реки Малая Нева до будущего Александровского проспекта (ныне пр. Добролюбова). В 1920 году был перестроен в 20-типролётный. В 1948 году после очередного капитального ремонта постоянные пролёты были перекрыты металлическими двутавровыми балками с продольными и поперечными сваями. Длина моста составляла 258,0 метров, ширина – 19,0 метров. В связи с окончанием строительства Волго-Балтийского канала, который заменил устаревшую Мариинскую систему, в 1964 году в реку Неву и ее рукава стали входить крупногабаритные и крупнотоннажные суда. Кроме того, Тучков мост – один из самых нагруженных транспортом мостов, он соединяет Васильевский остров с другой частью города. По нему вывозится большая часть продукции предприятий, находящихся на острове, ввиду отсутствия выхода к железной дороге.
Наступил момент, когда габариты и грузоподъёмность моста перестали удовлетворять требованиям наземного и водного транспорта, поэтому встал вопрос о его полномасштабной реконструкции.
В 1962-1965 годах по проекту инженеров Ленгипроинжпроекта В.В. Демченко, Б.Б. Левина и архитекторов Л.А. Носкова и А.П. Арешева был сооружён новый трёхпролётный железобетонный мост с разводным пролётом посередине. Продольная ось нового моста была смещена вниз по течению на 3,0 метра от оси ранее существовавшего моста. Постоянные пролётные строения сооружены в виде консольно-балочной системы с подвеской посередине. Изготовлены из преднапряжённого железобетона. Нижние пояса консолей и подвесных балок имеют криволинейное очертание. Подвески опираются на консоли, заделанные в опорах. Разводной пролёт двукрылый, раскрывающейся системы с неподвижной осью вращения с жёстко прикреплёнными противовесами, с гидроприводом. Пролётное строение металлическое цельносварное. В закрытом состоянии – балочно-консольная система. Устои моста массивные железобетонные на свайном основании, облицованы гранитом.
По результатам технического обследования основных конструкций Тучкова моста, выполненного в 2011 году, состояние отдельных элементов и узлов признано крайне неудовлетворительным, а сооружения в целом - неудовлетворительным.
Наиболее серьезные дефекты моста до реконструкции:Технические характеристики объекта:
- недостаточная грузоподъемность и неудовлетворительное физическое состояние элементов перекрытия противовесных колодцев;
- провисание консолей в береговых пролетах, вследствие чего возникли чрезмерные искажения и углы перелома продольного профиля;
- деформация устоев, усугубляющая негативное влияние провисания консолей;
- отсутствие деформационных зазоров и неудовлетворительное состояние опорных частей в узлах опирания подвесных пролетных строений на консоли;
- неудовлетворительное состояние гидроизоляции, износ деформационных швов, протечки через плиту проезжей части и через деформационные швы на нижележащие части конструкции, а также
в технологические помещения в опорах разводного пролета.
- Длина моста – 226,2 м
- Ширина моста – 36 м
- Количество пролетов – 3 (включая один разводной)
- Количество полос движения – 6
- Трамвайные пути расположены по оси моста.