Юлия Киселева: "В Генплане нельзя предусмотреть все с точностью до метра"
В 2011‑м градостроительство превратилось в одну из самых острых и обсуждаемых тем не только в профессиональных кругах. Новинки законодательства и судебные конфликты затрагивают интересы обычных горожан. Когда будут приняты поправки в петербургский Генплан и Правила землепользования и застройки? Что грозит инвесторам, которые возводят на землях ИЖС многоквартирные дома? Чем завершится спор о высотках в центре города? Когда Невский очистится от броской и неуместной рекламы? И как выглядел будущий Петербург на шведских картах XVII века? Об этом мы беседуем с председателем Комитета по градостроительству и архитектуре Юлией Киселевой.
– Прошлый год запомнился судебными историями, державшими в напряжении инвесторов и градозащитников. Так, весной Верховный суд признал незаконными локальные высотные доминанты на территории охранных зон. В какой стадии сейчас это разбирательство?
– В ноябре Президиум Верховного суда направил «дело о высотках» на новое рассмотрение, отменив прежнее решение в части сроков. Напомню, в марте ВС подтвердил позицию городского суда, признав высотные регламенты, в том числе и локальные доминанты в пределах охранных зон, незаконными с момента их принятия. То есть с начала 2009‑го, когда вступили в силу местные законы о границах зон охраны объектов культурного наследия и о Правилах землепользования и застройки (ПЗЗ).
За это время, а городской суд вынес свой вердикт в декабре 2010‑го, было согласовано немало проектов, и в результате сложилась ситуация, когда каждый выданный документ (градостроительный план или проект планировки) надо было отменять в судебном порядке. Ведь закону придали обратную силу.
Именно с этим в первую очередь была не согласна городская администрация. Теперь, когда решение коллегии ВС частично отменено, проекты, начатые до декабря 2010‑го, вновь легализованы. Дело по существу заново рассмотрит городской суд. К сожалению, дата слушаний пока не назначена. Естественно, мы будем участвовать в этом процессе.
– Как сейчас происходит согласование новых проектов?
– Поскольку Петербург признан историческим поселением, то по постановлению Правительства РФ № 2 от 16.01.2010 мы должны направлять все проекты планировки на согласование в Росохранкультуру. Однако в 2011‑м это правило к нашему городу не применялось.
Мораторий действовал до 31 декабря. Надеюсь, он будет продлен и на 2012‑й. Соответствующий документ уже подготовлен, но, насколько мне известно, еще не подписан. Если он не выйдет в ближайшее время, нам придется пересылать бумаги в Москву. В этом случае сроки и саму процедуру согласований я бы комментировать не стала.
Что касается отдельных проектов, то некоторым инвесторам уже удалось согласовать в Министерстве культуры превышение предельных параметров. Среди этих строек есть и такие, которые КГА не разрешил бы ни при каких обстоятельствах. Например, возведение двух 22‑этажных жилых зданий высотой по 75 метров напротив парка Победы. Они готовы только наполовину, но уже видны с Московского проспекта на фоне сталинской застройки.
– Другое громкое дело, рассмотренное прошлым летом в городском суде, — отмена проекта планировки Ново‑Адмиралтейского острова. Будет ли оно оспариваться в связи с тем, что сама концепция развития этой территории поменялась?
– Город взял по проекту тайм-аут. Обсуждаются разные варианты. Наиболее известный — разместить здесь подразделения петербургского Университета. Вопрос в том, в каком объеме тут можно реализовать предлагаемые концепции.
Это не значит, что вопрос о пересмотре судебного решения в порядке надзора снят с повестки дня. Причем целью в данном случае является не стремление отстоять прежнее местоположение Ново‑Адмиралтейского моста. Спор для города принципиальный, поскольку подобные конфликты могут возникать и дальше. Суть его в правоприменении положений, установленных Градостроительным кодексом и Генпланом.
Предусмотреть в Генеральном плане расположение конкретных объектов с точностью до метра просто невозможно: документ сделан на весьма мелкой подоснове. Поэтому Градостроительный кодекс предусматривал возможность уточнения параметров в документах по планировке территорий.
К сожалению, суд не принял во внимание эту норму. Точные характеристики и локацию магистралей можно выяснить только при проектировании, а проектирование начинается, когда есть концептуальное решение о строительстве объекта. Одно с другим взаимосвязано.
– Не слишком ли подробна нынешняя редакция Генплана, когда, к примеру, для строительства новой дорожной развязки, в нем не предусмотренной, необходимо вносить поправки в этот основополагающий документ? С такой проблемой, в частности, столкнулся ОДЦ «Охта» при проектировании небоскреба в Лахте.
– Новые нормы Градостроительного кодекса скорректировали состав материалов, которые должны входить в состав генпланов городов. В результате документы будут не такими детальными. Конечно, несерьезно включать в Генплан все проектируемые и строящиеся дороги. Там должны фигурировать магистральные трассы. Развязки и т. п. — это вопросы дорожного проектирования, которые город решает на уровне планировочной документации.
– Как идет работа над поправками в Генплан? Ее сроки в очередной раз передвинуты…
– За 2011 год к нам поступило более тысячи предложений от заинтересованных лиц и организаций. Мы рассчитываем, что специальная комиссия, которая будет эти заявки рассматривать, начнет действовать в январе. Правительство города должно вот-вот утвердить ее состав. Скорее всего, заседания будут проходить дважды в неделю.
Если сравнивать с 2008‑м, когда готовилась нынешняя редакция Генплана, принцип работы изменится. Раньше каждую заявку анализировали отдельно, а теперь все предложения по конкретному району будут рассматривать комплексно, чтобы понимать общую тенденцию и баланс территорий. Если заявок слишком много, району посветят несколько заседаний.
По плану комиссия завершит работу в марте.
– Можно ли еще подавать заявки? И до какого срока?
– Вплоть до марта. Когда мы обнародуем состав комиссии, горожане будут информированы о порядке и регламенте ее деятельности.
После того как завершится сбор заявок, начинается процедура официального согласования законопроекта. Благодаря поправкам в Градостроительный кодекс, которые появились в прошлом году, теперь нет необходимости отправлять текст документа во все инстанции.
Законопроект должен быть вывешен на официальном сайте в течение трех месяцев. Мы либо получаем замечания и согласовываем их, либо, если таковых нет, считаем проект утвержденным. Далее — процедура общественных слушаний, рассмотрение документа на правительстве и в Законодательном собрании.
К декабрю, по нашим расчетам, Генплан будет принят в виде закона и подписан губернатором. Естественно, это зависит от того, насколько качественно мы сможем подготовить документ и как депутатский корпус отнесется к предлагаемым поправкам.
– Какие заявки преобладают: по конкретным проектам или по развитию крупных территорий?
– В основном предложения поступают от собственников отдельных участков, большинство из которых хотели бы поменять общественно-деловую зону на жилую. Тем не менее есть и комплексные заявки.
Например, инвестор города-спутника «Южный» заинтересован как в изменении функционала, так и в переносе сроков освоения территории, которое пока намечено на период после 2015 года. Концепцию в части функционального зонирования разработал по заказу собственника наш подведомственный Институт Генплана. Поэтому вопрос упирается исключительно в возможность инфраструктурного обеспечения огромного пространства в сжатые сроки. Именно это и станет основным предметом обсуждения на комиссии.
Что касается самого КГА, мы готовим поправки по уточнению границ города, связанные с корректировкой его береговой полосы. Кроме того, это блок вопросов, связанных с развитием исторического центра и выводом промышленных предприятий.
– Когда будут корректироваться ПЗЗ?
– В 2013‑м, после утверждения новой редакции Генплана. Полагаю, поправки будут касаться не только территориального зонирования, но и содержательной части. Например, нормы озелененности, обеспеченности машиноместами, радиусы доступности объектов социальной инфраструктуры и т. п., которые содержатся в ПЗЗ, должны коррелировать с региональными нормативами градостроительного проектирования. Два основополагающих документа не могут противоречить друг другу.
Региональные нормативы мы рассчитываем утвердить на уровне городского закона в первом полугодии 2012‑го. Работа над ними оказалась сложной. Как известно, за 2011 год изменения в Градостроительный кодекс вносили пять раз. Кроме того, появлялись новые документы Минрегиона, с которыми подготовленный законопроект входил в противоречие. Сейчас текст нормативов находится в высокой степени готовности. Надеюсь, они станут тем документом, который СРО рекомендуют всем строительным и проектным организациям.
– В последнее время инвесторы все чаще обвиняют власти в отсутствии внятной стратегии развития города. Когда неясно, какие территории будут развиваться в первоочередном порядке и как будут увязаны планы строительства с инженерным и транспортным обеспечением…
– На самом деле такие приоритеты есть, и соответствующие адресные программы существуют. К примеру, недавно принята стратегия развития дорожной сети, и, если в нее заглянуть, становится понятно, где и какие магистрали будут прокладывать в ближайшее время. Отраслевые схемы разработаны по объектам образования и здравоохранения. Просто инвесторам иногда удобнее закрывать глаза на их наличие.
Земельный и Градостроительные кодексы никак не ограничивают собственников участков в строительстве любых разрешенных объектов. Вся загвоздка заключается в сроках подключения новостроек к городским сетям. На мой взгляд, стоило бы увязывать их с выдачей разрешений на строительство. Если по адресным программам транспортное и инженерное обеспечение территорий намечено на 2014 год, то и приступать к стройкам раньше не стоит.
К сожалению, на федеральном уровне это никак не урегулировано.
– Новый губернатор объявил о ревизии действующих инвестконтрактов. Какие-то чудеса в ходе проверок обнаружились?
– Чтобы этого не случилось, вся система органов исполнительной власти отработала еще на этапе принятия таких решений. Проблемы в основном связаны не с инвестконтрактами, а с самовольным строительством на частных территориях. Причем наибольшее беспокойство вызывают случаи возведения многоквартирных домов на землях ИЖС.
Они чреваты появлением новых обманутых дольщиков. Сейчас по этому направлению активно работают КЗР, КУГИ, КГА, Служба госстройнадзора и Прокуратура города. В 2012‑м к таким инвесторам будет применен комплекс жестких мер — вплоть до сноса незаконных построек. Кроме того, мы постараемся широко информировать общественность о проблемных адресах, которых, увы, немало, и предупреждать о возможных последствиях.
– В Озерках по такой схеме активно работает компании «Аксиома». Ее покупатели регистрируют право собственности по суду, вот только правовой статус объектов, владельцами которых они становятся, совсем невнятный…
– Совершенно верно. Происходит это потому, что документы оформлялись со всеми возможными нарушениями. В результате люди, несмотря на наличие судебных решений, все равно находятся в подвешенном состоянии. Я уж не говорю о том, что решения суда могут быть обжалованы.
– Архитектурно-художественный регламент Невского проспекта, который регулирует размещение рекламы и информации, действует уже больше года. Однако кричащих и неуместных вывесок на главной магистрали все еще много. Почему город не спешит от них избавиться?
– Конструкции демонтируют по мере истечения сроков действующих договоров. Они заключаются максимум на три года, поэтому уже в 2013‑м Невский должен в полной мере соответствовать утвержденному регламенту. Это означает, что объем рекламы уменьшится примерно вдвое, летние кафе будут появляться только в установленных местах, исчезнут крышные конструкции и т. д.
На самом деле изменения уже заметны. Однако наш комитет не наделен контролирующими функциями и не отвечает за демонтаж вывесок, в том числе и незаконных. Это прерогатива двух организаций при Комитете по печати.
– Много нелегальной рекламы обнаружилось в ходе предновогодней инспекции?
– На Невском немного. Зато на Каменноостровском и Лиговском проспектах, которые мы тоже проверяли в прошлом году, объемы ужасающие.
– Ужасающие — это значит половина?
– В некоторых местах и больше. На мой взгляд, стоило бы ужесточить административную ответственность за нарушения в сфере благоустройства. Пока штрафы смехотворные. Разбирать несанкционированные конструкции городу обходится дороже.
– В 2011‑м вы обещали выпустить аналогичный регламент для Московского проспекта…
– Он практически готов. Сейчас мы согласуем документ с КГИОП и другими профильными комитетами. На очереди — Каменноостровский проспект.
Мы склоняемся к тому, чтобы составлять отдельные регламенты для вылетных трасс и исторических магистралей, чтобы у каждой из них было свое лицо. Оформление остальных проспектов и улиц можно регулировать в рамках одного документа.
Регламенты, кстати, касаются не только рекламы и информации, но и, например, дизайна малых архитектурных форм, включая скамейки, урны и т. п. Такой проект разработан, в частности, для Невского проспекта.
К сожалению, КГА не имеет отношения к закупке уличного оборудования, рассадке цветов по утвержденному плану и пр. Это епархия Комитета по благоустройству. Мы консультируемся с коллегами, но, увы, не все предложения воплощаются в жизнь. Возможно, это связано с условиями госзакупок в рамках №94‑ФЗ, когда минимальная цена решает все.
– В 2011‑м КГА активно продвигал свою 3D-модель. Над какими новыми программными продуктами работаете?
– Мы завершили разработку и вскоре презентуем новую программу систематизации фонда геологических изысканий. Пока такой нет ни в одном российском регионе. Раньше все сведения о грунтах у нас были в табличках xls либо на карточках, теперь их можно представить в графическом виде, пополнять систему новыми данными и т. п. Это, безусловно, облегчит жизнь изыскателям и строителям. Нагрузку на грунты можно будет рассчитать в едином программном комплексе.
Хочу рассказать еще об одной работе, хотя она и не влияет на инвестиционный процесс. Комитет и наш подведомственный Институт Генплана подготовили к изданию книгу, в которой собраны исторические карты города. Первые документы, составленные шведами, относятся к XVII веку.
Думаю, этот труд будет интересен не только историкам и картографам, но и просто горожанам. Интересно наблюдать трансформацию градостроительных идей, отслеживать, как развивались территории на протяжении более чем 300 лет. Мы собрали много редких и тематических карт. Например, имеется любопытная подборка начала XX века о сословном, языковом и религиозном расселении петербуржцев.
– Нынешний Генплан в книгу тоже войдет?
– А как же! И все советские тоже.