– Станцию «Лиговский проспект» поезд проследует без остановки, – предупредил пассажиров машинист Правобережной линии, едва состав отошел от «Достоевской».
– Для кого без, а кому-то с остановкой, – заметил один из молодых людей в метростроевской спецовке, стоявших у первой двери головного вагона.
И действительно, у платформы погрузившегося в полумрак метровокзала «Лиговский проспект» подземный экспресс тормознул. Дверь первого вагона, шипя, распахнулась, и рабочие быстро выскочили из него.
Светятся на платформе лишь светофоры да щиты, предупреждающие о правилах безопасности производства работ. Вышедшие на станции ремонтники должны подготовить все участки к ночной смене. Ведь только после того, как пройдет последняя электричка, сюда приедет специальный грузовой состав. Он доставит камнеобработчиков, электриков, такелажников и других спецов, которым поручено обновить нижний вестибюль «Лиговского проспекта», работавшего практически без перебоев с 30 декабря 1991 года. Однако до четверти века станция недотянула. 5 января нынешнего года ее остановили, так как в наземном комплексе, накрывающем метровокзал, пошли трещины по фасаду и внутренним стенкам. Многие грешили на некачественные фундаменты. Но после тщательного обследования специалисты пришли к выводу, что трещины появились в результате строительства соседнего здания. На засыпанный Лиговский канал и плохую гидроизоляцию, мол, пенять нечего.
И тем не менее гидроизоляцию обновляют в первую очередь. Большие работы придется выполнить в переходном коридоре и эскалаторном тоннеле, ведущем к 100-метровой платформе. На ней подновят гранитные полы. На стенах в ряде мест заменяют мраморные плиты. Почистят и обработают защитными материалами светильники.
– Основные работы в эскалаторном тоннеле выполняются почти круглые сутки, – подтвердил начальник СМУ-11 «Метростроя» Андрей Морозов. – 26 специалистов в каждую смену выявляют протечки в сводах и приводят в порядок износившуюся гидроизоляцию в наклонном ходе, где находятся три эскалатора. По периметру каждого чугунного и железобетонного кольца заменяются все болты крепления.
– Впрочем, что я на словах-то объясняю, вот вам в помощь мастер Александр Гуслинский, – сказал Морозов. – Он вам все на месте покажет.
И горный мастер повел нас по среднему эскалатору под землю. Нелегкая, скажу я вам, прогулка. Это в сверкающем огнями тоннеле, по которому крутится эскалаторная лента, легко обгонять стоящих пассажиров. Здесь, на эскалаторе словно заснувшего «Лиговского», не больно-то разбежишься. Ноги впотьмах ловят ступеньку за ступенькой с большим риском загреметь вниз. А тут еще сверху вдруг забарабанила по каске капель подземного ручейка. Для защиты от капели балюстрада эскалаторов прикрыта защитной пленкой, по которой тоже пляшут капельки с полукруглого потолка. Прошагав таким образом метров пятьдесят, встречаем первое препятствие – конструкция в форме буквы П стоит своими лапами на первом и третьем эскалаторах.
– Наша «Арка победы», – говорит Александр Гуслинский. Две ручные лебедки помогают передвигать так называемые подмости по всей длине 134-метрового тоннеля.
На подмостях под самым потолком молодые монтажники Евгений Баранов и Александр Исков меняют проржавевшие болты, соединяющие тюбинги, на новые, из сверхпрочной стали. Особо здесь не разгонишься, даже используя пневмоинструмент. А в основном орудуют «верковером» – приспособлением полутораметровой длины с гаечным ключом наверху.
Чтобы подвернуть гайку на стягивающем тюбинги болту, надо приложить недюжинные усилия.
– В смену удается заменить до восьмидесяти старых болтов, – уточняет горный мастер. – И уже одну треть из них заменили.
У самой пятки эскалатора познакомились с другими ремонтниками. Максим Ананьин и Владимир Твердов замешивают в небольшой емкости раствор. Таким образом химический состав в течение 5 – 7 минут становится, как сливки. Этот раствор с помощью насосов закачивают за тюбинги в трещины горной породы. «Сливки» проникают в самые опасные уголки и наглухо перекрывают дорогу ручейкам. У тюбингов появляется современная, надежная и долговечная гидроизоляция.
Обработана таким образом уже треть тюбинговых конструкций эскалаторного тоннеля. Тем временем бригада Владимира Мамедова, разобрав остатки прежней обделки наклонного хода, готовится к монтажу современных антивандальных зонтов. Отчего в наклонном тоннеле станет еще светлее и красивее прежнего. А через восемь месяцев, в декабре, пассажиры увидят все это своими глазами.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА