Тысяча вагонов и четверть века лизинга. Петербургское метро поехало на федеральный путьhttps://www.fontanka.ru/2021/04/06/69852275/О том, что средства Фонда национального благосостояния могут направить на покупку составов для петербургской подземки, «Фонтанка» сообщила на прошлой неделе.
Судя по тому, что звучит на совещаниях, главная государственная кубышка будет выдавать деньги не Смольному и не подземке, а лизинговой компании: именно она, если такое решение одобрят, станет приобретать вагоны у того, с чьего письма все началось.
По данным «Фонтанки», событийная цепочка выглядела так: сначала письмо президенту России написал председатель совета директоров АО «Трансмашхолдинг» (ТМХ) Андрей Бокарев. Глава государства, как бывает в таких случаях, ни да, ни нет не ответил, но 17 марта поручение проработать вопрос дал. Через неделю это поручение в виде просьбы, что формальность, федеральным министерствам транслировал первый заместитель главы правительства Андрей Белоусов. В компанию им он предлагал Смольный и, собственно, Трансмашхолдинг. Время на «проработать» было отпущено до 6 апреля. Успели: в минувшую пятницу в 14 часов в аппарате правительства в Москве прошло совещание, готовил его департамент транспорта; после выходных собирались уже в Петербурге.
По данным «Фонтанки», предложенная модель финансирования выглядит так: Фонд национального благосостояния размещает средства на счетах ВЭБ, а тот льготно кредитует неназванного лизингодателя. Бритва Оккама подсказывает компанию «ВЭБ Лизинг», но в теории это может быть любой государственный тяжеловес — хоть «Сбербанк лизинг», хоть ГТЛК. Эта компания на «дешевые» кредиты покупает вагоны у неизменного участника цепочки — того самого Трансмашхолдинга; при этом бюджет еще и возмещает ей НДС с тем, чтобы реинвестировать эти деньги в покупку подвижного состава.
Петербург в лице правительства и самой подземки включается, как обычно, на финальной стадии: он перечисляет лизингодателю аванс, а также лизинговые платежи. Переплата за возможность не выкладывать всю сумму сразу — основной инструмент городского правительства при покупке общественного транспорта в последние годы, это относится и к троллейбусам, и к трамваям, и к автобусам. Вопрос в том, насколько выгодные условия предлагает лизингодатель, обычно это выясняется на конкурсе. Какую процедуру выберут в этот раз, неясно, но, конечно, в случае с ФНБ определиться хотят на берегу; по данным «Фонтанки», «на коленке» обсуждалась годовая ставка в ИПЦ (инфляция) плюс один процент. Но главное для сторонников этой конструкции даже не ставка, а сроки; в коммерческий лизинг мало какая компания полезет дольше чем на 10 лет, а в данном случае речь идет о 25 годах.
По какой процедуре пойдет (если пойдет) выделение средств и выбор лизингодателя, чиновники не говорят. Источники «Фонтанки» утверждают, что речь идет о закупке 950 вагонов — естественно, с асинхронным тяговым приводом (АТП). Это половина от всего парка петербургской подземки, где числится 1935 единиц. Если начать поставлять со следующего года, то ориентировочный график выглядит так: под сотню в 2022 году, более 130 — в 2023-м, потом еще раз такая же пара лет. В 2026 году — 65 вагонов, дальше — 4 года по 74 вагона, и дембельский аккорд в 2031 году — 128.