Программа развития авиации общего назначения в Санкт-Петербурге на 2016-2020 годы (далее - Программа) представляет собой систему целей, задач и мероприятий по реализации государственной политики Санкт-Петербурга по сохранению существующей авиационной инфраструктуры, развитию аэродромов, вертодромов, посадочных площадок и авиационной деятельности в Санкт-Петербурге.
Задачи Программы:
- обеспечение сохранения и развития аэродромов, вертодромов и посадочных площадок, расположенных в границах Санкт-Петербурга;
- упрощение процедуры выдачи разрешений на использование воздушного пространства над Санкт-Петербургом;
- расширение сферы применения АОН за счет привлечения АОН к решению общественно значимых задач (на добровольной основе);
- популяризация авиационной отрасли среди детей и молодежи в Санкт-Петербурге;
- обеспечение мониторинга использования воздушного пространства над Санкт-Петербургом на высотах ниже 450 м.
Индикаторы Программы
- Количество аэродромов, вертодромов и посадочных площадок, расположенных в границах Санкт-Петербурга
- Количество выданных разрешений на использование воздушного пространства над Санкт-Петербургом в целях АОН
- Количество общественно значимых мероприятий, проведенных с привлечением воздушных судов АОН (на добровольной основе)
- Количество спортивно-массовых мероприятий для детей и молодежи, направленных на популяризацию авиационной отрасли (районный, межрайонный (городской) уровни)
- Количество лиц, вовлеченных в занятия по дополнительным образовательным и досуговым программам в области авиации
Перечень мероприятий Программы
- (2016) Разработка предложений по снижению на определенный период времени налоговых ставок по транспортному налогу на сверхлегкие, легкие, раритетные воздушные суда (в зависимости от мощности двигателя)
- (2016) Разработка предложений по снижению налоговых ставок по земельному налогу в отношении земельных участков, используемых под аэродромы, вертодромы, посадочные площадки
- (2016-2018) Определение перспективных потребностей Санкт-Петербурга в авиационной инфраструктуре и подготовка соответствующих предложений для учета в проекте разработки нового Генерального плана Санкт-Петербурга
- (2016-2018) Принятие решения о включении представленных предложений КТ в проект Генерального плана Санкт-Петербурга
- (2019-2020) Реализация мероприятий по изменению видов разрешенного использования земельных участков, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, используемых под аэродромы, вертодромы, посадочные площадки, после утверждения новой редакции Генерального плана Санкт- Петербурга
- (2017-2018) Разработка предложений по снижению арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга, на которых расположены аэродромы, вертодромы, посадочные площадки
- (2016-2017) Разработка предложений по актуализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 21.07.2009 N 832 "Об отраслевой схеме размещения объектов инфраструктуры воздушного транспорта на территории Санкт-Петербурга" в части, касающейся оптимизации примерного адресного перечня объектов инфраструктуры воздушного транспорта на территории Санкт-Петербурга
- (2016) Анализ технической возможности осуществления мониторинга использования воздушного пространства над Санкт-Петербургом на высотах ниже 450 м
- (2016-2017) Разработка предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты, регламентирующие порядки выдачи разрешений на использование воздушного пространства над Санкт-Петербургом, в части, касающейся упрощения процедуры подачи документов
- (2016-2017) Создание, ведение и актуализация списка владельцев воздушных судов АОН и их транспортных средств, готовых к участию на добровольной основе в поисково-спасательных мероприятиях
- (2016-2020) Организация и проведение учебно-методических занятий по подготовке экипажей воздушных судов АОН к участию в поисково-спасательных мероприятиях
- (2016-2020) Реализация мероприятий, направленных на популяризацию авиационной отрасли
- (2016-2020) Реализация мероприятий, направленных на популяризацию специальностей по профессиональным образовательным программам подготовки специалистов для авиационной отрасли
Текущее состояние отрасли и необходимость развития авиации общего назначения в Санкт-Петербурге
По состоянию на конец 2015 года в Санкт-Петербурге расположены 42 посадочные площадки для вертолетов, три посадочные площадки для самолетов, три аэродрома государственной авиации "Левашово", "Пушкин" и "Горская", бывший военный аэродром "Горелово", а также один аэропорт гражданской авиации "Пулково". Монопольное положение на рынке гражданской авиации занимает международный аэропорт "Пулково", который является единственным аэропортом Санкт-Петербурга и Ленинградской области, располагающим службами таможенного и пограничного контроля, обеспечивающими возможность осуществления международных полетов воздушных судов, в том числе воздушных судов АОН. Кроме того, аэропорт "Пулково" предоставляет места базирования воздушным судам, выполняющим полеты в целях АОН. В 2015 году пассажиропоток аэропорта "Пулково" составил 13,5 млн. человек, из которых 7,9 млн. человек перевезено на внутренних воздушных линиях, 5,6 млн. человек - на международных воздушных линиях, совершено 138,3 тыс. взлетов-посадок.
В связи с прогнозируемым увеличением пассажирооборота аэропорта "Пулково" предполагается, что движение воздушных судов возрастет до 239 тыс. взлетов-посадок к 2020 году и до 304 тыс. взлетов-посадок к 2025 году. В этой связи в целях обеспечения разгрузки аэропорта "Пулково" от легкомоторной авиации возникнет необходимость создания аэродрома, обеспечивающего обслуживание легких и сверхлегких воздушных судов, используемых в целях АОН, в том числе прибывающих в Санкт-Петербург из-за рубежа. Посадочная площадка "Бычье поле", расположенная в г.Кронштадте, а также бывший военный аэродром "Горелово" являются наиболее перспективными объектами для создания на их базе центров базирования АОН.
Основная часть посадочных площадок, а также существующий аэродром "Горская", бывший военный аэродром "Горелово", посадочная площадка "Бычье поле", находящиеся в границах Санкт-Петербурга, расположены на земельных участках, вид разрешенного использования которых не предполагает размещения объектов авиационной инфраструктуры, что затрудняет их дальнейшее развитие.