(29.09.2016, Татьяна Вильде, Андрей Жуков, журнал Строительство и Хозяйство № 168, СтройПульс)
Компания Siemens, несмотря на охлаждение отношений России и ЕС, летом 2016 года открыла новый цех по сервисному обслуживанию скоростных поездов.
Цех открыт на базе депо «Санкт-Петербург – Московское». Проект реализован в рамках обязательств германского производителя по контрактам с РЖД на обслуживание «Ласточек» и «Сапсанов».
АО «РЖД» и компания Siemens Transportation System подписали первое соглашение, предусматривающее поставку восьми высокоскоростных поездов Velaro еще в 2006 году. Вагоны этого проекта были адаптированы под российскую железнодорожную колею и сейчас курсируют между Москвой и Петербургом под брендом «Сапсан». Одновременно был заключен контракт о сервисном обслуживании этих поездов на срок до 30 лет. «Сапсаны» тогда обошлись российской железнодорожной компании в 276 млн евро, за их сервисное обслуживание немецкий производитель запросил еще 354 млн евро.
Спустя пять лет РЖД приобрели еще восемь поездов, ремонтом которых также занимается Siemens. Общая стоимость поставки и обслуживания составила 600 млн евро. К настоящему времени поезда первой партии прошли по России уже около 1 млн км, для их дальнейшей безопасной эксплуатации, как сообщили в компании Siemens, необходимо провести ревизию Р5 (капитальный ремонт). В том числе для выполнения этой задачи Siemens расширил работающее уже более 15 лет депо «Санкт-Петербург – Московское» в Металлострое.
Гнездо для «Сокола»
Комплекс для ремонта высокоскоростных электричек был открыт под Петербургом еще в 2000 году. Тогда предполагалось, что здесь будут обслуживаться скоростные поезда «Сокол» – отечественного проекта, поддерживаемого руководством Министерства путей сообщения (МПС). Опытный образец «Сокола» был изготовлен в 2000 году на Тихвинском заводе транспортного машиностроения «Титран».
Однако проект был закрыт. При испытаниях было выявлено более 20 различных недостатков, влияющих на безопасность движения. Вместо того чтобы усовершенствовать поезд, новое начальство железнодорожной монополии во главе с Владимиром Якуниным решило закупить готовые составы у Siemens. В те времена об импортозамещении не задумывались, кроме того, был довольно комфортный курс валют – около 34 рублей за один евро.
Единственный поезд «Сокол» был передан в музей Октябрьской железной дороги, а в депо, построенном для этих поездов, первое время обслуживались обычные электрички и составы «ЭР-200» – проекта еще советской разработки.
К запуску движения «Сапсанов» в 2009 году депо было реконструировано. Генеральным проектировщиком первой реконструкции выступил институт ОАО «Ленгипротранс». Для проектирования технологической части была привлечена немецкая проектная организация ProKonzept, которая согласовывала все технические и технологические решения с Siemens. Строительные работы вели компания «Кредо» и «РЖДстрой СМТ-1».
Образец для подражания
Эксперты признавали, что по технологическому оснащению, уровню управления техническим обслуживанием электропоездов депо в Металлострое стало примером для организации сервисного обслуживания. Производственная площадка была оборудована тремя участками пути, длина которых позволяет обслуживать десятивагонный поезд целиком, каждый путь электрифицирован двумя системами электроснабжения (3 кВ постоянного тока и 25 кВ переменного тока).
Такой принцип электрификации путей был обусловлен тем, что первая партия «Сапсанов» состояла из составов двух типов: односистемного поезда на постоянном токе напряжением 3 кВ для эксплуатации на линии Санкт-Петербург – Москва и двухсистемного поезда (двойного питания) на постоянном токе напряжением 3 кВ и на переменном токе напряжением 25 кВ частотой 50 Гц для работы на линии Санкт-Петербург – Москва – Нижний Новгород.
Техническое обслуживание и ремонт «Сапсанов» в Металлострое были организованы с использованием системы СММS (Система автоматического управления процессами ТО и ремонта), которая позволяет принимать сообщения о неисправностях от системы диагностики поезда во время его нахождения на маршруте, планирует проведение работ по их устранению и информирует о необходимости в запасных частях.
К настоящему времени одного цеха стало недостаточно, поскольку количество «Сапсанов» по сравнению с 2009 годом удвоилось. Помимо этого вагоны первой партии закупки нуждаются в капремонте. Также парк высокоскоростных поездов расширился за счет поездов проекта «Ласточка».
Напомним, что ОАО «РЖД» подписало контракт стоимостью 410 млн евро с Siemens на поставку 38 «Ласточек» в конце 2009 года. Поезда закупались в первую очередь под Олимпиаду в Сочи. В настоящее время в России эксплуатируется 54 состава данной серии, собранные в Крефельде (Германия). «Ласточки» созданы на основе модели пятивагонных электропоездов Siemens Desiro ML.
С 2013 года поезда производятся на совместном предприятии «Уральские локомотивы» под Екатеринбургом. В 2011 году подписан контракт на производство 1200 вагонов и техническое обслуживание 54 поездов. В 2015 году подписан контракт на сервисное обслуживание в течение 40 лет поездов, произведенных в России.
Договор о расширении мощностей депо «Санкт-Петербург – Московское» в Металлострое был подписан в июне 2013 года в рамках Петербургского международного экономического форума. Сопровождение проекта вела компания АИКОМ, контракт на строительство выиграла компания Step.
В условиях девальвации
Реализация проекта совпала с периодом резкого охлаждения отношений между Россией и Западом, в том числе Германией. Кроме того, в 2014 году произошел практически двукратный обвал курса рубля. Это, безусловно, отразилось на ходе проекта – первоначально планировалось, что депо будет запущено до конца 2015 года, реально же это произошло уже в 2016 году.
«Тендер на строительство депо проводился в конце 2014 года. Однако тогда Siemens из-за резкого скачка курса рубля его приостановил и возобновил лишь в начале 2015 года на новых условиях. Контракт с победителем заключался уже в евро, курс тогда был 68 рублей», – рассказал вице-президент компании Step Юрий ЙОФФЕ.
По его словам, к лету 2015 года евро стал снижаться к рублю (в мае он опустился ниже 50 рублей. – Прим. ред.), поэтому в соглашение с заказчиком были внесены поправки и заключен бивалютный контракт. Стоимость необходимого импортного оборудования была зафиксирована в евро, остальная часть работ оплачивалась в рублях. «Таким образом, нам удалось избежать валютных рисков. Контракт с Siemens мы заключили в марте 2015 года, а в начале 2016 года в депо для проведения капитального ремонта зашел уже первый «Сапсан», – отметил Юрий Йоффе.
Другие участники проекта тоже признают, что столкнулись с рядом сложностей. Компании «почти год удалось продержаться без использования резервов на непредвиденные расходы, несмотря на колебания рыночной конъюнктуры и сложное течение графика выполнения строительных работ на площадке РЖД», – говорится в сообщении АИКОМ.
По словам управляющего отделом управления проектами по Северо-Западному региону компании АИКОМ Россия Романа ДЯКИНА, новый цех, официальное открытие которого состоялось летом 2016 года, будет осуществлять капитальный ремонт поездов «Сапсан» (Velaro RUS) и сервисное обслуживание поездов «Ласточка» (Desiro RUS). Здесь созданы три пути для регулярного техобслуживания, капитального ремонта, пусконаладочных работ, инспекции, электрических испытаний, ремонта комплектующих, капитального ремонта колесных пар и тележек.
«Депо оснащено «умной» инфраструктурой: созданы четыре рабочих уровня для синхронных работ и одновременного доступа к разным сторонам поезда (крышевому, боковому, подрамному оборудованию состава). Вместе с тем в новом цеху функционирует камера для покраски вагонов и участок для мойки и пескоструйной обработки колесных пар и тележек. Цех разместился на площади свыше 10 га. Здесь создано около 100 новых рабочих мест», – рассказал Роман Дякин.
Как уточнили в компании Siemens, новый цех станет дополнением к уже существующим сервисным центрам в Санкт-Петербурге, Москве и Адлере, и в том числе ближайшие 40 лет здесь будут проходить обслуживание «Ласточки» российского производства. Пока расширение депо в Металлострое не планируется. Однако если нагрузка на ремонтные мощности будет возрастать в связи с увеличением количества составов, эксплуатируемых ОАО «РЖД», оно возможно.
Справка: Поезда «Сапсан» второй партии, закупленные в 2011 году, были односистемными. На линии Москва – Нижний Новгород они уже не работали. В 2015 году все «Сапсаны» были сняты с нижегородского направления, где их заменили поезда «Стриж» адаптированного к России испанского проекта Talgo 250.