Мгинский железнодорожный узел на карте Петроградской губернии 1916 года

Обсуждение истории городской инфраструктуры - как менялся Петербург. Городская топонимика вчера и сегодня.
Аватара пользователя
OldNick
Энтузиаст
Сообщения: 13729
Зарегистрирован: Вт май 27, 2008 8:57

Мгинский железнодорожный узел на карте Петроградской губернии 1916 года

Сообщение OldNick » Пн май 16, 2016 8:02

Не уверен, что тема не является оффтопиком, поскольку затрагивает область, а не город, но попытаюсь.
На карте Петроградской губернии 1916 года к станции Мга подходят следующие железные дороги: из Обухова, из Волховстроя, из Гатчины (Стекольного), из Ржевки и со стороны Москвы-Бутырской.
Насколько мне известно, линия Ржевка - Горы (а не Мга!) была построена в годы перед Великой Отечественной войной, как же она, пусть и в несколько изменённом виде появилась на карте 1916 года? К линии в сторону Москвы-Бутырской тоже вопросы, а именно развязка наподобие тех, что часто встречаются на жд Германии и препятствуют пересечению путей другого хода, что обозначена восточнее ст. Мга действительно ли была построена или только планировалась?

Lashner
Энтузиаст
Сообщения: 1787
Зарегистрирован: Пн апр 02, 2012 20:06
Откуда: Княжево/Дачное

Сообщение Lashner » Пн май 16, 2016 9:22

Cобственно, на самом плане сразу видно что линия на Мгу визуально отлична от других, уже существовавших линий. В обозначениях всего плана губернии это проясняется.

Аватара пользователя
OldNick
Энтузиаст
Сообщения: 13729
Зарегистрирован: Вт май 27, 2008 8:57

Сообщение OldNick » Пн май 16, 2016 9:59

Понятно, что раз построены эти линии к тому времени ещё не были, то, скорее всего, строились или проектировались. Просто я был уверен, что Ржевка (или Заневский пост) - Горы, это советский проект, а оно вон как.. В общем, интересуют подробности.

Lashner
Энтузиаст
Сообщения: 1787
Зарегистрирован: Пн апр 02, 2012 20:06
Откуда: Княжево/Дачное

Сообщение Lashner » Пн май 16, 2016 12:49

Возможно, нижеследующее может быть полезным по теме:
В 1916 г. началось строительство ещё одной железнодорожной магистрали Петроград – Рыбинск, также имевшей, как тогда считалось, стратегическое значение. Головной участок этой дороги по проекту подходил со стороны Мги в правобережную часть узла, в связи с чем отдельную собственную конечную станцию для Рыбинской линии решили не строить, направив трассу новой дороги к уже существовавшей ст. Охта (Рассульской линии). Таким образом, Охта теперь становилась объединённым головным пунктом сразу для двух магистралей, в связи с чем проект станции и походов к ней потребовал существенной переработки, которая и осуществлялась в течение почти всего 1916 г. (кроме того, теперь необходимо было увязать этот проект и с общей перспективной схемой Петроградского узла, утверждённой Инженерным Советом МПС в феврале 1916 г.).

В итоге новый переработанный проект ст. Охта и Охтинского узла (в нескольких вариантах) был представлен на рассмотрение указанного Совета только в начале 1917 г. Естественно, его реализации помешали последующие события в стране.

....

Что же касается недостроенной Рыбинской линии, то отдельные участки этой дороги постепенно вводились в эксплуатацию в 1920-е и 1930-е г.г. На подходе магистрали к Ленинградскому узлу (участок Мга – пост Заневский, 31 верста) требовалось сооружение мостового перехода через р. Неву. Однако острой необходимости в строительстве ещё одного выхода в правобережную часть Петроградского узла в тот момент попросту не было – Рыбинская линия в новых условиях уже не имела того большого магистрального транзитного значения, которое предполагалось для неё до революции; кроме того, разгрузка узла, являвшаяся одной из предполагаемых ранее целей строительства головного участка, в новых условиях представлялась не такой уж очевидной и бесспорной задачей. В октябре 1920 г. Декретом СНК участок Петроград (пост Заневский) – Мга был включён в число линий, строительные работы на которых предписывалось окончательно прекратить – что вскоре и было сделано.

Линк

Аватара пользователя
OldNick
Энтузиаст
Сообщения: 13729
Зарегистрирован: Вт май 27, 2008 8:57

Сообщение OldNick » Пн май 16, 2016 13:49

Огромное спасибо за информацию!
В память о непостроенной подо Мгой развязке, видимо, остался странный изгиб линии на перегоне Мга - Сологубовка.