Связанные темы
http://spb-projects.ru/forum/viewtopic.php?t=226
Суздальский пр. - реконструкция
http://spb-projects.ru/forum/viewtopic.php?t=39
Продолжение Новороссийской ул.
http://spb-projects.ru/forum/viewtopic.php?t=705
Реконструкция Токсовской улицы
http://spb-projects.ru/forum/viewtopic.php?t=246
Развязка КАД в створе Гражданского пр. (не построена)
http://spb-projects.ru/forum/viewtopic.php?t=304
Будущие подземные переходы
http://spb-projects.ru/forum/viewtopic.php?t=1427
История Приозерского шоссе и дороги на север
http://spb-projects.ru/forum/viewtopic.php?t=1429
Кушелевская дорога
http://spb-projects.ru/forum/viewtopic.php?t=534
Муринская развязка: Путепровод в створе ул. Руставели, подключение Токсовского шоссе
http://spb-projects.ru/forum/viewtopic.php?t=1834
Пробивка Гражданского проспекта севернее КАД.
Предыстория
Современный Гражданский проспект на большей части своей длины проложен по трассе Старой Муринской дороги, с конца XVIII века соединявшей Большую Кушелевку с селом Мурино.
Проспект назван по местности Гражданка (Горожанка).
Названия Горожанки, Ручьев, равно как и название дороги, впервые встречаются на карте 1817 года.
К 1887 году Горожанка превратилась в Гражданку, соответственно изменилось и наименование дороги – дорога в Гражданку или Гражданская дорога.
Сама деревня Гражданка состояла из двух частей – колонии Гражданки, где селились немцы, и Русской Гражданки, граница между которыми проходила примерно по нынешней улице Гидротехников.
Таким образом, до начала массовой застройки 1960-х годов вдоль Старой Муринской дороги стояли три селения – колония Гражданка, Русская Гражданка и Ручьи. В каждом из них была своя нумерация домов, благодаря чему Гражданская дорога формально распалась на четыре проезда:
"дорога в Гражданку" - участок от Большой Спасской улицы (пр.Непокоренных) до Петровского переулка (нынешней ул. Фаворского);
"колония Гражданка" - далее до Костромской ул.(нынешней ул. Гидротехников);
"улица Русская Гражданка" - примерно до современного д. 80;
"деревня Ручьи" - далее за Муринский ручей.
К теперешним временам от этих трех селений почти не осталось следа.
Обратим внимание, что после пересечения Муринского ручья старая дорога отклонялась от своего нынешнего направления на восток и через ж-д переезд выходила прямо на центральную улицу деревни Мурино.
Топокарта местности начала 1960-х годов, тонкими красными линиями наложена современная УДС:
Строительство
Топоним "Гражданский проспект" появился в ноябре 1962 года. Первоначально так был назван участок магистрали от Большой Спасской ул. (теперь пр.Непокоренных) до Дороги на Озерки (теперь Северный пр.).
В 1970 году Гражданский проспект был продлен до условной Суздальской улицы (теперь Суздальский пр.).
Фронт застройки нового района двигался с юга на север, одновременно частями расширялась и старая двухполосная дорога. К 1966 году - до пр.Науки, к 1968 - до Дороги на Озерки, к 1972-74 (частями) - до Суздальской улицы.
В 1993 году сооружен Кушелевский путепровод над ж-дорогой, соединивший Гражданский пр. с проспектом Маршала Блюхера.
Инфраструктура общественного транспорта
Метро
Вблизи проспекта находятся две станции метро 1-й линии: "Академическая" (1975) и "Гражданский проспект" (1978).
Троллейбус
В 1966 году открыто троллейбусное движение на участке от пр.Непокоренных до пр.Науки. В 1968 году линия продлена до Дороги на Озерки.
В 1971 году троллейбусная линия продлевается до Главной ул. (теперь пр.Просвещения), а в 1972-ом - до условной Суздальской улицы.
У проспекта расположена троллейбусная конечная станция "Северный проспект" и Совмещенный трамвайно-троллейбусный парк (СТТП).
Особенности дорожного хозяйства
До начала реконструкции проспект представлял из себя двухполосную дорогу. В 1965-66 годах участок от пр.Непокоренных до пр.Науки был расширен до 2+2. Между ул.Верности и пр.Науки были устроены боковые проезды, которые в разное время использовались как троллейбусные кольца для обоих направлений движения.
В 1970-74 годах проспект был проложен до Суздальской улицы также в формате 2+2, за исключением участка пр.Луначарского-Токсовская ул., который устроен шириной 3+3.
На пересечениях с Дорогой на Озерки (Северный пр.), условным пр.Луначарского и Главной улицей (пр.Просвещения) были распланированы площади с круговым движением. Впрочем, до наших дней дожила лишь первая из них - Северная площадь.
Постепенно, на протяжении 70-х и 80-х годов были обустроены все боковые проезды вдоль проспекта.
Внутри широкой разделительной полосы от Токсовской ул. до Суздальского пр. размещены автостоянки.
В настоящее время существуют неконкретные планы расширения проспекта до 3+3 по всей длине.
Кроме того, в планировку магистрали заложена возможность ее продления за ж-д линию Мурино-Парнас, а также возможность подключения к Гражданскому проспекту Токсовского шоссе - через Токсовскую улицу.
======================
Источники:
http://www.forum.aroundspb.ru/
http://vkontakte.ru/
http://www.encspb.ru/index.php
http://bus-1.narod.ru/ist/troll-set.html
http://www.citywalls.ru/
http://slovari.yandex.ru/dict/petertoponim
Гражданский проспект (история улицы)
- Бегемот
- Энтузиаст
- Сообщения: 3796
- Зарегистрирован: Чт июн 28, 2007 23:31
- Откуда: Мурино
- Контактная информация:
Гражданский проспект (история улицы)
Последний раз редактировалось Бегемот Пн фев 08, 2010 20:24, всего редактировалось 1 раз.
- Бегемот
- Энтузиаст
- Сообщения: 3796
- Зарегистрирован: Чт июн 28, 2007 23:31
- Откуда: Мурино
- Контактная информация:
Юзер Sergey Nazarov с форума http://www.forum.aroundspb.ru/ любезно предоставил панорамные фотографии Гражданки из архива О.Н. Чурьяковского.
Время съемки - 1965 год, судя по всему апрель-месяц. Все снимки сделаны телеобъективом с одной точки (примерный адрес ул.С.Ковалевской, дом 1).
Поскольку на снимках запечатлены места, где теперь пролегает добрая половина Гражданского проспекта, считаю необходимым выложить их здесь.
UPD1
За счет дополнительных снимков Панорама №1 расширена в сторону юга: включено место будущей станции метро и далее в сторону перекрестка Гражданский/Верности.
Таким образом, на Панораме №1 можно видеть деревню Русская Гражданка во всей красе:)
UPD2
Уважаемый коллега Дмитрий Кудряшов взял на себя труд качественно обработать имеющийся фотоматериал. По-моему, получен блестящий результат, огромное ему спасибо !
Время съемки - 1965 год, судя по всему апрель-месяц. Все снимки сделаны телеобъективом с одной точки (примерный адрес ул.С.Ковалевской, дом 1).
Поскольку на снимках запечатлены места, где теперь пролегает добрая половина Гражданского проспекта, считаю необходимым выложить их здесь.
UPD1
За счет дополнительных снимков Панорама №1 расширена в сторону юга: включено место будущей станции метро и далее в сторону перекрестка Гражданский/Верности.
Таким образом, на Панораме №1 можно видеть деревню Русская Гражданка во всей красе:)
UPD2
Уважаемый коллега Дмитрий Кудряшов взял на себя труд качественно обработать имеющийся фотоматериал. По-моему, получен блестящий результат, огромное ему спасибо !
Последний раз редактировалось Бегемот Сб фев 20, 2010 12:51, всего редактировалось 1 раз.
- Бегемот
- Энтузиаст
- Сообщения: 3796
- Зарегистрирован: Чт июн 28, 2007 23:31
- Откуда: Мурино
- Контактная информация:
Панорамы 1965 года обновлены: добавлены новые фотки + качественная обработка,
см. здесь:
http://spb-projects.ru/forum/viewtopic. ... 3164#53164
см. здесь:
http://spb-projects.ru/forum/viewtopic. ... 3164#53164
Предлагаю свое вИдение точки съемки - на основе Гугл-технологий.
Привязывался к панораме 1, поскольку только не ней есть сохранившаяся сейчас постройка.
В аттаче на картинке - основные три линии.
Брал две точки на одной прямой, например, угол дома и вентиляционные трубы на крыше стоящего за ним дома, и проводил прямую через них по гугловскому снимку.
Основные три линии пересеклись на крыше дома 1 корп. 1 по Софьи Ковалевской.
Была еще попытка привязаться к политеховским зданиям.
Например, хорошо видна высоковольтная лаборатория во дворе ИМОП (у нее изломаная крыша) и за ней - трубы котельной.
Но трубы не очень просто идентифицировать.
Мне кажется, я правильно определил трубу политеховской котельной.
Это четвертая линия на карте.
Все это в векторном формате можно посмотреть в приаттаченом KMZ файле.
Насчет труб и прочих политеховских зданий можно попробовать поразбираться тут: http://static.panoramio.com/photos/original/3059901.jpg
Привязывался к панораме 1, поскольку только не ней есть сохранившаяся сейчас постройка.
В аттаче на картинке - основные три линии.
Брал две точки на одной прямой, например, угол дома и вентиляционные трубы на крыше стоящего за ним дома, и проводил прямую через них по гугловскому снимку.
Основные три линии пересеклись на крыше дома 1 корп. 1 по Софьи Ковалевской.
Была еще попытка привязаться к политеховским зданиям.
Например, хорошо видна высоковольтная лаборатория во дворе ИМОП (у нее изломаная крыша) и за ней - трубы котельной.
Но трубы не очень просто идентифицировать.
Мне кажется, я правильно определил трубу политеховской котельной.
Это четвертая линия на карте.
Все это в векторном формате можно посмотреть в приаттаченом KMZ файле.
Насчет труб и прочих политеховских зданий можно попробовать поразбираться тут: http://static.panoramio.com/photos/original/3059901.jpg
- Вложения
-
- Graghdanka-1965.kmz
- Прямые на карте GoogleEarth
- (1.38 КБ) 634 скачивания
- Инженер
- Энтузиаст
- Сообщения: 15771
- Зарегистрирован: Чт ноя 16, 2006 18:35
- Откуда: Санкт-Петербург, северное Купчино
Prof писал(а):Перекресток с Киришской ул., выезд с бывшего здесь троллейбусного кольца, 1987 г.
А кстати что за организация находится (находилась) в этой высотке на углу Просвещения и Гражданского?
Что-то типа вояки, выше названо-ИМПУЛЬС. В корпусах там производили электронную аппаратуру, а после конверсии-микроволновки.
Высотку проектировали в "ящике" на Урале, ну и жуткая же....С рекламой на крыше должна была быть выше РАДУГИ (башни Зельцмана) на Кантемировке-90 м...
Слябовые колонны производили на Зеленогорском заводе ЖБИ МО.
Кстати, Бегемот, на мои авторские фотки (сканы) можно было бы и сослаться...
- Инженер
- Энтузиаст
- Сообщения: 15771
- Зарегистрирован: Чт ноя 16, 2006 18:35
- Откуда: Санкт-Петербург, северное Купчино
ZloInc писал(а): а в 121 школе я учился =)
И я.... 1970-74 гг.
может кто-нить найдет фото Немецкого кладбища на Бутлерова?
Не интересуюсь этим вопросом. Но за последние годы в СПбВедомостях было несколько статей про Гражданку, в том числе и про это.
Автор известен-Сергей Глейзеров (кстати, я с ним работал в сер. 80-х в ПИ-1)
- Инженер
- Энтузиаст
- Сообщения: 15771
- Зарегистрирован: Чт ноя 16, 2006 18:35
- Откуда: Санкт-Петербург, северное Купчино
Бегемот писал(а):Инженер писал(а):Кстати, Бегемот, на мои авторские фотки (сканы) можно было бы и сослаться.
Cсылка на ВКонтакте.ру присутствует в стартовом сообщении темы.
Исключается. Я там не участвую. Кто-то свиснул отсюда
http://www.skyscrapercity.com/showthrea ... 98&page=12
Сорри, не мог и предположить, что это Ваши снимки.
Да не вопрос! Интернет-велик, тут все открыто, за редким исключением.
Ну фотки и кочуют....
Пользуясь случаем, намекну Вам разместить тут оригиналы
Не вопрос, только радикальские.
Постараюсь на выходных еще по теме здешних соседних веток отсканить своих фоток.
Ну а на небоскребном по мере наличия времени, в той же ветке буду выкладывать другие свои фотки 80-90-х из разных районов новостроек.
Янв 1988
дек 1988
Авг. 1987