ТБ писал(а):От Купчино в сторону Шушар вряд ли, смысла нет, особенно учитывая то, что сейчас делают.
В оба направления. Включая от Пушкина (от Шушар) в Купчино. Проект 100% завершён или всё-таки что ещё осталось сделать из запроектированного?
Шушарская удавка
Андрей ЧЕПЕЛЕВ
Хотели бы вы жить в доме по соседству с федеральной трассой? А на перекрестке двух крупных магистралей, в 15 метрах от многоуровневой развязки? Жителям Пушкинской и Школьной улиц в Шушарах таких вопросов не задавали. Автомобильные дороги сами пришли к ним под окна. Выхлопные газы, дорожная пыль, круглосуточный грохот – это не только неприятные, но и крайне опасные для здоровья «соседи».
С каждым годом автомобильное движение рядом с их жилищем становится все интенсивнее и все... ближе. Город развивает транспортную инфраструктуру, а за суетой про горстку горожан попросту забыли.
История строительства транспортной развязки в районе поселка Шушары – весьма долгая и запутанная. Все началось в 2002 году, когда стали планировать «подключение» Кольцевой автодороги и Витебского проспекта к трассе М-10. Тогда жители Пушкинской и Школьной улиц выяснили, что между Московским шоссе и их окнами появится еще и участок развязки.
По проекту провели общественные слушания и экологическую экспертизу. Несмотря на то что, по нормативам, жилые дома должны находиться в ста метрах от автомагистралей, дорожникам разрешили строить шоссе в 40 метрах, но обязали худо-бедно скомпенсировать вред от соседства с транспортной артерией. В домах поставили стеклопакеты, вдоль дороги сначала высадили липы, а затем установили шумозащитные экраны. Нельзя сказать, что это полностью устроило шушарцев, но жить в таких условиях было можно. Хотя независимые экологи и постановили, что как минимум три дома вдоль трассы нужно расселить.
Новые проблемы начались, когда стартовал следующий проект, официально именуемый «Продолжением Витебского проспекта от развязки КАД в пос. Шушары до Петербургского шоссе». Первый его этап предполагал пуск транспорта по временному маршруту – через все те же Школьную и Пушкинскую улицы в сторону города Пушкина. В 2008 году городская СЭС проводила две экспертизы рабочего проекта, и ситуация получилась прелюбопытнейшая. В сентябрьской версии заключения эпидемиологи не одобрили строительство, ссылаясь на негативное воздействие на несчастные придорожные дома. Но уже месяц спустя упоминание о домах из документа таинственным образом исчезло, и СЭС одобрила первый этап строительства.
О той стадии «шушарской драмы» наша газета писала в номере от 24.11.2008 года. Прямо под окнами жителей Школьной и Пушкинской строем двинулись фуры и легковушки, стремящиеся объехать пробку в сторону Москвы. Аборигенов от них не защищали ни липы, ни экраны. Конечно, на съезде с Витебского проспекта и Московского шоссе поставили знаки, запрещающие движение грузовиков. Но, по словам экс-депутата муниципального совета «Поселок Шушары» Нины Нем-ковой, ни об одном факте наказания водителей большегрузов им неизвестно.
В петербургском комитете по благоустройству и дорожному хозяйству (КБДХ) тогда успокаивали жильцов: мол, не беспокойтесь, трасса временная. «Скоро мы «отодвинем» магистраль подальше от домов», – обещал первый заместитель ведомства Андрей Левакин. Эти работы, по плану, должны были входить в третий этап строительства продолжения Витебского проспекта.
Предсказания чиновника стали сбываться в июне прошлого года. Первым делом срубили липы между Пушкинской улицей и Московским шоссе. Их, напомним, высадили в 2004-м в качестве экологического буфера. В садово-парковом предприятии «Пушкинское» сообщили, что «отпавшие деревья» снова высадят по осени, но вместо этого под окнами возникла насыпь. Именно по ней планируется проложить последнюю очередь Витебского проспекта.
Таким образом, возле многострадальных шушарских домов будет уже четыре дороги. Пушкинскую и Школьную никто закрывать не собирается – по ним к М-10 поедет транспорт из соседствующей промзоны, где расположились в том числе предприятия петербургского автокластера. Никаких компенсационных мер на сей раз не планируется вообще. Деревья сажать некуда, а шумозащитные экраны с развязки сейчас демонтированы. По слухам, их просто переместят на границу будущего Витебского проспекта.
Наблюдая столь безрадостное развитие событий, шушарцы стали выяснять, на каких основаниях под их носом разворачивается реализация третьего этапа строительства. И тут выяснились интригующие подробности. Главгосэкспертиза на запрос управления дома № 2 по Пушкинской улице ответила, что проект третьего этапа к ним на рассмотрение не поступал. Оказалось, что работы задним числом записали в... первый этап, вроде бы законченный два года назад.
По настоянию жильцов на объект выехала комиссия Госстройнадзора. В результате проверки выяснилось: разрешения на строительство нет, рабочего проекта нет, и возведение трассы ведется незаконно. На подрядчика (ЗАО «Буер») наложили административный штраф и предписали заморозить стройку. Но, как в старой поговорке, «Васька слушает, да ест». Более того, Госстройнадзор вообще не уполномочен контролировать ход работ, пока не получено соответствующее разрешение. Таково наше законодательство.
Ситуация вырисовывается патовая: к жилым домам все ближе подступает трасса против всяких экологических и строительных норм, и ни один надзорный орган ничего не может с этим поделать.
Надо оговориться, что автор этих строк сам является автомобилистом и с большим энтузиазмом относится к возведению новых дорог. Современных магистралей Петербургу остро не хватает, и пробивка Витебского проспекта до Пушкина – вопрос действительно насущный. Несколько жилых домов не должны стать причиной отмены строительства. Но, может быть, можно найти компромиссное решение?
Их как минимум несколько. Наверное, можно построить путепровод над Московским шоссе, чтобы новая очередь Витебского проспекта по воздуху пересекала магистраль и не мешала шушарцам. Более того, именно о таком конструктивном решении шла речь в 2007 году, однако ни одного внятного проекта не появилось. Но мосты – удовольствие дорогое, к тому же насыпь вдоль домов уже сделана. Как говорится, поздно пить боржоми.
Так, может быть, просто расселить многоэтажки? В домах, под окнами которых протянется Витебский проспект, около 130 квартир. Приблизительный подсчет подсказывает, что компенсации жителям могут составить до полумиллиарда рублей. Немалая сумма, если учесть, что на новый 1,7-километровый участок Петербургского шоссе, расположенный неподалеку, истратили 650 млн. Но ведь здания необязательно сносить. Можно перепрофилировать их под офисы и магазины, тем более что все коммуникации имеются... Тогда и затраты упадут в разы. По идее, этим вопросом должна заниматься администрация Пушкинского района.
Но, похоже, местным чиновникам просто наплевать на жителей злосчастных домов. Обитатели Пушкинской улицы даже предлагали полностью застеклить все балконы. Проект на один фасад стоит 60 тысяч рублей. Кроме того, необходимо согласование с районной властью и городским комитетом по градостроительству и архитектуре. Стоит ли говорить о том, что и эта инициатива осталась без внимания?
По словам Нины Немковой, в администрации вообще отказываются идти на диалог. Неоднократно активисты обращались к ним с требованием предоставить проектную документацию, результаты экологической экспертизы и множество других документов. Но глава администрации без объяснения причин отказывается давать какую-либо информацию и даже принимать жильцов, хотя, согласно 4-й статье федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», это незаконно.
На местную власть шушарцы жаловались в районную же прокуратуру. В ответ – снова тишина. Может быть, эта статья позволит сдвинуть дело с мертвой точки? Напомним, что газетная публикация может считаться основанием для прокурорской проверки.