Пришел к следующему. Большое количество улиц в центральной части города имеют, фактически, полосность 1,5+1,5 или 2,5+2,5.
что я имею в виду? посмотрите на приложенные фотографии
По пути сделал пару фотографий (извините за качество, но оно здесь не имеет значения), для иллюстрации своих слов.
Фото 1. Рузовская улица.
Казалось бы, две полосы движения в каждую сторону. Но полоса 1 определенно шире требований ГОСТ. В ней припаркованы автомобили. И что мы имеем в остатке? 1,5 полосы движения в каждую сторону. При этом, что важно, на этой половине полосы, ближайшей к припаркованным авто, при нормальных обстоятельствах никто не едет никогда - очень близко к припаркованным авто. Обгон здесь совершать опасно, так как попадешь на встречную полосу. Таким образом, по всей длине Рузовской улицы все автомобили, почти до самого перекрестка с Обводным, едут в одной полосе (левой) и не обгоняют друг друга. Либо едут просто по центру.
Фото 2. Набережная Обводного
Фотография не самая удачная, сложно за рулем и на скорости фотографировать. Припаркованных машин справа на этом участке почти не видно. Но они есть по всей длине Обводного от Рузовской улицы до этого участка.
И здесь абсолютно идентичная ситуация: на бумаге это дорога 3+3, фактически же - никак не больше, чем 2,5+2,5
Первый ряд не предназначен для езды, в нем паркуются автомобили, но занимают они при этом не весь ряд, а лишь половину.
На фото опять же не видно, но я заметил, что даже фуры, припарковавшись, не занимают более половины ширины первого ряда.
Похожая ситуация на набережной реки Фонтанки. Да и на многих других улицах города.
Так вот, какой напрашивается вывод?
Эти "полметра" ширины для автомобильного движения абсолютно бесполезны. А для организации одной велосипедной полосы и комфортного движения велосипеда такой ширины проезжей части было бы более чем достаточно.
Было бы очень здорово на всех подобных улицах, где разрешена парковка в первом ряду, сузить ширину первого ряда в пользу велосипедной полосы, разместив ее ближайшей к обочине (так безопаснее, чем расположить ее между движущимися и припаркованными авто), путем простого нанесения разметки и установки соответствующих знаков. Можно ограничить мягкими делиниаторами, при желании. Автомобили, таким образом, будут парковаться не вплотную к обочине, а рядом с велосипедной дорожкой.
На многих односторонних улицах и набережных вроде Фонтанки, где разрешено парковаться на обеих сторонах односторонней улицы, полосу можно сделать шире, пожертвовав одним парковочным рядом. Конкретно, на примере Фонтанки - оставить парковку на стороне домов и запретить ее на стороне реки, организовав вместо этого велосипедную дорожку.
Ясное дело, что так должно быть сделано везде, где возможно, чтобы Петербург получил полноценную сеть велодорожек, а не разрозненные короткие и бесполезные полосы (в том виде, в каком это делается сейчас).
И разумеется, что уже сложнее, подобное строительство (да какое строительство?? разметку нанести и знаки поставить - только и всего) должно сопровождаться реформированием КоАП и ПДД, введением понятий "велополоса", "велодорожка" и т.п. в ПДД, а также жестких штрафов для автомобилистов в 12 главу КоАП - за движение по велосипедной дорожке, парковку на ней должны быть предусмотрены суровые штрафы.
P.S. Вот кстати очень хорошая статья Варламова на тему
цитирую оттуда
Теперь давайте подумаем, что можно сделать в Москве.
1. Орагнизовать велодорожки на всех основных магистралях. Выделить место засчет урезания проезжей части или тротуара, если позволяет его ширина. Велодорожки выделить цветом, нанести там разметку.
2. Установить штрафы за парковку или езду на велодорожках.
3. Обязать все организации организовать велопарковки около входа. Стоит это копейки. То есть, ни один магазин теперь не должен открываться без велопарковки. Особое внимание уделить станциям метро.
4. В долгосрочной перспективе разработать новые стандарты строительства дорог с учетом велодорожек. Внести изменения в ПДД. Конечно, не надо спешить, как с плиткой. Лучше делать медленно и хорошо.
5. Организовать в центре города автоматические велопрокаты.
6. Пересадить летом чиновников на велосипед. Хочу увидеть Собянина на велосипеде.