Мне захотелось сравнить провозную способность наземного ОТ и автомобиля.
Автомобиль, средние значения, скорее даже пробки:
Средняя скорость движения по городу 20 км/ч, средний интервал при такой скорости, по моим прикидкам, 10 метров, средняя наполненность - 1.2 чел/авто (общепризнанная цифра).
20 км/ч - это 1.8 сек на эти 10 метров интервала. Т.е. каждые 1.8 сек определенную черту пересекает 1.2 человека. За час проедет 2000 машин и 2400 человек. 40 человек в минуту по полосе.
Трамвай, наилучшие условия для него:
Ладожская, 4 маршрута. Я там немало поездил.
Интервалы в самый пик: (
http://electrotrans.spb.ru/Grafiki_dvizhenija )
8: 5-7 минут
10: 6-11 минут
59: 10-20 минут
64: 5-6 минут
Если брать нижние границы, то у них наименьшее общее кратное 30 минут. За это время проедет 6 восьмерок, 5 десяток, 3 59-ых и 6 64-х. Итого 20 составов, или 1 трамвай в полторы минуты. По субъективным ощущениям, так и есть.
Если брать верхние границы, то у них НОК аж 4620 минут. 660 восьмерок, 420 десяток, 231 59-ый и 770 64-х. Итого 2081 состав, или 1 трамвай за 2.22 минуты.
В среднем 1 трамвай за 1.86 минуты или 0.54 трамвая в минуту.
Там применяются в основном ЛВС-86. Спаривать их нет смысла - они и так друг другу в затылок дышат (собственные наблюдения). На редкоходящих маршрутах - ЛМ-99, но мы этим пренебрежем - можно же пускать и спаренные ЛМ-68 на каждый второй выезд, будет как если бы ЛВС-86 всегда. Считаем по ним.
Вместимость у него 37 сидячих мест и 186 при полной загрузке (5 чел./м2)
http://vagons.tramvaj.ru/info.php?m=lvs86
Т.е. если всем удобно и все сидят, то в минуту через "черту" проезжает... 20 человек! Вдвое меньше, чем в автомобилях по одной полосе.
Вообще, 37 мест на такой сарай - мало. Наверно, сидушки по одинарным рядам. Можно спарить, удвоив сидячую вместимость при комфорте, сравнимым с автомобилем (это если сделать трамвай тихим, рельсы гладкими, кондей поставить...). Только сравнимым! Через соседей придется перелезать, что хуже, чем авто, но зато можно расслабиться, почитать...
Вывод: комфортабельный "европейский" трамвай в лучшем случае перевозит столько же, сколько и автомобиль! А дальше пути-маршруты разделяются, там загруженность рельс падает. В разы.
Почему случай лучший, полагаю, понятно? Нет пересекающих маршрутов, рельсы линейны и потом просто разветвляются. Шла бы ветка поперек по Индустриальному, скажем - такие интервалы были бы неосуществимы.
Но ведь максимальная вместимость - 186 человек! Это на данной линии - ровно 100 человек в минуту (повезло - удобно считать).
В 2.5 раза лучше автомобиля. Но 5 человек на метр - это уже тесно! Подумайте, это 50 см в ширину (соответствует самолетному креслу в экономе) и 40 см в длину на каждого.
Из-за наличия сидений стоящим места еще меньше - ведь сиденья установлены с бОльшим интервалом, т.е. на них люди располагаются просторнее.
Такая теснота - вовсе не то, к чему хочется стремиться.
А значит, мы делаем неутешительный вывод:
уличный ОТ способствует разгрузке дорог, только будучи скотовозом советского образца. В нормальных человеческих условиях он перевозит не больше, чем автомобили по полосе.
Естественно, он нужен. Для тех, кто неспособен или не желает водить или иметь автомобиль. Но он не панацея от пробок! То, что было в советское время, было ужасно. Я помню и пробки из переполненных трамваев на Большой Пороховской, и необходимость проехать на автобусе пару остановок назад, чтобы сесть на него утром в сторону метро. Мы от этого ушли и не хотим возвращаться.
А вот внеуличный ОТ способствует уменьшению пробок. И его надо всячески развивать. Но вот на чем подъезжать к его станциям, как показало мое небольшое исследование, по бОльшей части все равно. Надо делать нормальные перехватывающие парковки, развязывать проблемные места на окраинных дорогах, делать объезды центра, чтоб туда не надо было соваться транзитом. Да, дорого, но дешевого решения нет! Качественный трамвай сам по себе не очень дешев, а как показали мои расчеты - всех, и даже большинство, он все равно не увезет. А если увезет - то это будет "не жизнь".