КоммерсантЪ11.06.2013
Власти Ленобласти собираются на основе государственно-частного партнерства совместно с екатеринбургской многопрофильной промышленной, финансовой и девелоперской компанией ЗАО "Группа Синара" создать легкорельсовое трамвайное сообщение на территории региона. Аналитики считают, что реализация такого проекта значительно облегчила бы жизнь региона, однако не верят в его осуществление. В Петербурге же проект легкорельсового трамвая завис в неопределенности.
Рамочное соглашение об этом проекте правительство Ленобласти намерено подписать с "Группой Синара" на международном инвестиционном форуме "Сочи-2013", который пройдет с 20 по 23 сентября. Как рассказал вице-губернатор Ленобласти Дмитрий Ялов, региональное правительство рассчитывает, что машиностроительный холдинг локализует в Ленобласти часть производства трамваев. Реализации проекта будет предшествовать создание Северо-Западной дирекцией по транспорту концепции легкорельсового сообщения, которая должна определить районы, в которых рельсовый транспорт необходим. Господин Ялов сообщил, что важно будет определить также точки, в которых такой проект будет экономически целесообразным. Участие администрации Ленобласти будет заключаться в выделении земельных участков, определении тарифов на перевозку и частичном субсидировании перевозок.
В 2011 году вице-губернатор Петербурга Сергей Вязалов поручил комитету по транспорту подготовить обоснование развития трамвая. При этом проект легкорельсового трамвая, который должен был соединить Московский вокзал и аэропорт Пулково, не был отнесен к числу проектов первой необходимости для города и, соответственно, приостановлен.
"Группа Синара", головной офис которой находится в Екатеринбурге, создана в 2001 году. Приоритетными бизнес-направлениями группы компаний являются транспортное машиностроение, финансовые услуги, девелопмент. За транспортное направление в холдинге отвечает ОАО "Синара — Транспортные Машины", образованное в 2007 году. СТМ объединяет ОАО "Людиновский тепловозостроительный завод" (Калужская область), ООО "Уральский дизель-моторный завод" (Екатеринбург), ООО "Центр инновационного развития СТМ" (Екатеринбург), ООО "СТМ-Сервис" (Екатеринбург).
Аналитики указывают на то, что "Группа Синара" активно занимается машиностроением и в ее портфеле много проектов, в том числе совместных с иностранными компаниями, например с Siemens. По их предположению, группа может быть заинтересована в конкурсах на поставку трамваев в Петербурге. "Сейчас проект легкорельсового трамвайного сообщения в городе не развивается, но это решение может быть пересмотрено. В Москве запускают проект соединения новых районов с помощью трамваев, и если реализация этого проекта успешно себя продемонстрирует, высока вероятность того, что Петербург будет перенимать этот опыт. В таком случае можно говорить о том, что "Синара" попытается забрать долю "Вагонмаша", который сейчас испытывает затруднения", — рассуждают аналитики.
По мнению экспертов, имеет смысл ставить трамваи на участки с высоким пассажиропотоком или соединять с будущими инфраструктурными проектами, например аэропортами.
Ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов полагает, что во время реализации проекта могут возникнуть сложности. "Во-первых, для путей такого транспорта необходимо много земли, и вряд ли в Ленобласти есть такое число свободных земельных участков. Во-вторых, такой вид транспорта нужно делать скоростным, потому что в противном случае у него не будет никаких преимуществ перед другими видами транспорта. В-третьих, придется создавать соответствующую инфраструктуру в Петербурге, так как основной поток пассажиров будет из города и обратно", — рассуждает господин Баранов. По его мнению, бизнес вряд ли согласится участвовать в проекте на условиях неопределенности сроков возврата его инвестиций.
Руководитель регионального общественного движения (РОД) "Петербуржцы за общественный транспорт" Владимир Федоров также сомневается, что проект будет реализован. "Я не являюсь сторонником ГЧП. Как показывает история, транспортные проекты на условиях ГЧП редко реализуются. Вопрос в том, какие условия партнерства будут прописаны в договоре. Например, будет ли "Синара" только поставлять трамваи или владеть какой-то инфраструктурой", — отметил эксперт.
Перспективы развития трамвая/ЛРТ в Петербурге
Чтобы трамвай завоёвывал репутацию быстрого и надёжного транспорта, он должен быть как можно более независимым от автомобильных дорог. Есть куча примеров, где трамвай едет, пока всё остальное стоит. Ну а когда машины едут по рельсам, а пассажиры трамвая шагают прямо под колёса - это какой-то бред. Конечно, близко к центру сложно отделить трамвай. Не думаю, что в центре у трамвая есть какое-то будущее. Но окраины, новые районы, такие как Кудрово или Шушары - это именно то что нужно для трамвая. Вернее, трамвай - то что нужно этим районам. У нас же земли полно, это же Россия. Рельсы можно класть где угодно - в лесу или в поле, и это будет даже лучше, чем класть их там, где ездят машины и другой транспорт. Неужели никто не видит, что логично тянуть трамвай в новые, развивающиеся районы? Тем более в свете постоянно растущих цен на топливо. Когда в 70-е и 80-е годы строились тогда ещё новые районы, почти всегда в проекте уже был трамвай. Сейчас-то что случилось? Дороги строятся, развязки строятся, а трамвайная сеть застыла в одном состоянии! И не смотря на строительство развязок и дорог, город с каждым годом всё больше и больше задыхается в пробках.
- David_Vincent
- Энтузиаст
- Сообщения: 6065
- Зарегистрирован: Пн июл 04, 2011 11:20
- Откуда: г. Москва
- David_Vincent
- Энтузиаст
- Сообщения: 6065
- Зарегистрирован: Пн июл 04, 2011 11:20
- Откуда: г. Москва
Это старые картинки – история их довольно туманна.
Если кто-то помнит, то в 2011 году было принято Постановление Правительства Санкт-Петербурга N 837 "Об Отраслевой схеме развития объектов транспортной инфраструктуры наземного городского пассажирского транспорта в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы с перспективой до 2025 года".
Данная отраслевая программа (на самом деле никогда и не выполнявшаяся в части строительства новых линий) официального графического приложения не имела.
Однако вторая картинка, насколько мне известно, вполне отражает мнение разработчиков программы.
Будут ли в ближайшее время строить какие-то новые трамвайные линии, не известно никому, как мне кажется. Не знает губернатор, не знает КРТИ... все планы туманны и вяло борются между собой.
Если кто-то помнит, то в 2011 году было принято Постановление Правительства Санкт-Петербурга N 837 "Об Отраслевой схеме развития объектов транспортной инфраструктуры наземного городского пассажирского транспорта в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы с перспективой до 2025 года".
Данная отраслевая программа (на самом деле никогда и не выполнявшаяся в части строительства новых линий) официального графического приложения не имела.
Однако вторая картинка, насколько мне известно, вполне отражает мнение разработчиков программы.
Будут ли в ближайшее время строить какие-то новые трамвайные линии, не известно никому, как мне кажется. Не знает губернатор, не знает КРТИ... все планы туманны и вяло борются между собой.
- David_Vincent
- Энтузиаст
- Сообщения: 6065
- Зарегистрирован: Пн июл 04, 2011 11:20
- Откуда: г. Москва
Насколько известно мне.
«По-европейски», ЛРТ - это система подобная метрополитену или железной дороге, но с вагонами, вес которых (и нагрузка на ось) существенно меньше, рельсы тоже используются более лёгкие, не железнодорожные. Тем и обуславливается название данного вида транспорта.
Другое дело, что некоторые железные дороги и метрополитены Европы будут восприниматься человеком, привыкшем к советским и постсоветским железнодорожным реалиям, как некое «трамвай-подобное» недоразумение. Вспомните, например, Парижское метро с его тесными вагонами, короткими перегонами и эстакадами, а также местами резиновыми колёсами. Вспоминаются также всякие горные железные дороги (Швейцария, Словакия), по которым тоже ходят преимущественно электромотрисы с близкими к трамваям габаритам.
Исходя из этого и нужно пытаться понять, что есть ЛРТ. Это нечто чуть вместительнее и быстрее городского трамвая. ЛРТ имеет выделенную полосу и обычно не может пересекать проезжие части по обычным перекрёсткам, может иметь переезды в одном уровне с улицами, а может их и не иметь.
ЛРТ весьма близок к российскому понятию «скоростной трамвай». Однако, согласно СНИП, российский скоростной трамвай не может иметь пересечений с автодорогами в одном уровне. Волгоградский метротрам – это «скоростной трамвай» полностью по СНИП.
А ЛРТ… в нашем законодательстве нет никакого ЛРТ. А в Европе же этим словом можно назвать многое.
«По-европейски», ЛРТ - это система подобная метрополитену или железной дороге, но с вагонами, вес которых (и нагрузка на ось) существенно меньше, рельсы тоже используются более лёгкие, не железнодорожные. Тем и обуславливается название данного вида транспорта.
Другое дело, что некоторые железные дороги и метрополитены Европы будут восприниматься человеком, привыкшем к советским и постсоветским железнодорожным реалиям, как некое «трамвай-подобное» недоразумение. Вспомните, например, Парижское метро с его тесными вагонами, короткими перегонами и эстакадами, а также местами резиновыми колёсами. Вспоминаются также всякие горные железные дороги (Швейцария, Словакия), по которым тоже ходят преимущественно электромотрисы с близкими к трамваям габаритам.
Исходя из этого и нужно пытаться понять, что есть ЛРТ. Это нечто чуть вместительнее и быстрее городского трамвая. ЛРТ имеет выделенную полосу и обычно не может пересекать проезжие части по обычным перекрёсткам, может иметь переезды в одном уровне с улицами, а может их и не иметь.
ЛРТ весьма близок к российскому понятию «скоростной трамвай». Однако, согласно СНИП, российский скоростной трамвай не может иметь пересечений с автодорогами в одном уровне. Волгоградский метротрам – это «скоростной трамвай» полностью по СНИП.
А ЛРТ… в нашем законодательстве нет никакого ЛРТ. А в Европе же этим словом можно назвать многое.