Было свободное время, решил раскрыть подробно тему "Северной хорды"
Напомню в двух словах, что "Северная хорда" - перспективная линия метро, появившаяся на официальной схеме развития в 2009 году, но исключённая из схемы 2011 года.
Поскольку линия была включена в Генплан, а позже исключена из него, можно сделать вывод, что ее расчетный пассажиропоток находится на нижней границе рекомендуемого диапазона для метро - а именно около 25000 пасс/час в одном направлении (СНиП II-К.2-62, таблица 2).
Справится ли с таким потоком скоростной трамвай?
При интенсивности движения 40 пар поездов в час на 1 поезд приходятся 25000:40=625 пассажиров. При норме заполнения 3 пасс/кв.метр пола вагонов нам потребуется 625:3=209 кв.метров внутривагонной площади, что при ширине салона 2,5 метра означает поезд общей длиной 209:2,5=84 метра.
Таким образом, используя на линии трамвайные поезда длиной 90 метров, мы гарантированно справимся с расчетным пассажиропотоком "Северной хорды".
Следующая наша задача - обеспечить как можно более высокую маршрутную скорость перемещения по линии.
Для этого придется:
- исключить пересечения путей с другими транспортными потоками - улицами, трамвайными и ж-д линиями, - а также с пешеходами;
- исключить на линии наличие других участков ограничения скорости (малых радиусов)
- располагать соседние станции на расстоянии, достаточном для набора поездом максимальной скорости, холостого пробега и полного торможения, - т.е. не менее 700-800 метров;
- использовать современный ПС с высокими тяговыми характеристиками;
- возможно, стоит подумать о системе сигнализации и блокировки.
Применение этих мер позволит выйти на маршрутную скорость в 30-35 км/час.
Еще одна важная задача - трассировка линии, здесь важно охватить побольше многолюдных точек:
- максимальное число возможных пересадок с линиями метро, пригородной ж-дороги, другими линиями СТ;
- располагать станции возле крупных городских автодорог с движением НОТ;
- располагать станции вблизи точек притяжения для населения (густонаселенных жилых кварталов, торговых центров, крупных предприятий, деловых зон и т.д.);
Особо нужно отметить условие - не трассировать линию по частным и корпоративным землевладениям!
Ну, и конечно, необходимо строго соблюдать все санитарные нормы, иначе "Северную хорду" ждет судьба "Надземного экспресса".
Теперь оценим приблизительную стоимость строительства линии.
Общее описание линии:
- общая длина линии (трамвайное двухпутное полотно) - около 15 км, из них: наземные участки - ~12 км (в том числе ~1,5 км - короб), эстакадные - ~2 км, подуличные тоннели - ~1 км.
- общее число станций - 15, из них: наземных - 7, эстакадных - 4, подуличных - 4.
- число пересадочных узлов - ~11, из них: с метро - 6 узлов, с ж-дорогой - 2, с другими линиями СТ - ~3.
- гейт с другими линиями СТ - ~2
- гейт с уличной трамвайной сетью - 1.
- депо - 1.
Приблизительная стоимость строительства 1 км такой линии составит 30-40 млн. евро.
Общий план СТ-линии "Северная хорда", для справки также фрагмент схемы 2009 года с одноименной линией метро - см. вложение.
Отдельные участки линии в высоком разрешении (визуализация на основе спутниковых снимков) - см. по ссылке:
http://spb-lrt.livejournal.com/20206.html