giper писал(а):Вот фрагмент макета, где видно устройство ЗСД в районе СПЧ.
Здесь трасса нынешнего ЗСД совпадает с вариантом 1974
giper, спасибо! До этой фотографии макета у меня не было возможности представить себе ЗСД Ленинграда "вживую", а, следовательно, понять, какая именно магистраль должна была получиться в итоге. Текстовое описание в ПДП Северо-Приморской части этого, разумеется, не даёт, а графические приложения к советским ПДП в общедоступных источниках отсутствуют. Визуальное представление о ЗСД я сумел получить только из Вашего же файла Генплана 1987 года, но в нём и разрешение графики очень низкое (к сожалению, лучше нету), и представление о магистрали можно получить только схематическое. А вот макет другое дело!
Есть ли ещё какие-нибудь фотографии этого макета в других ракурсах или каких-нибудь других аналогичных макетов? ЗСД в Ленинграде и другие планируемые магистрали советского периода очень интересуют!
С другой стороны, кроме трассы (и то не полностью), как мне кажется, существующий ЗСД (а также его планы 2000-х годов) ничего общего с "ленинградским" ЗСД, не имеют. Тот ЗСД, и это видно на макете, представляет собой некую составную структуру из обычного городского проспекта с несколькими проезжими частями и его продолжением в виде эстакады по парковой зоне (видимо, с целью минимального вторжения в эту зону). На макете в застроенной части СПЧ вообще какой-то сумбур из пространств - ширина в красных линиях то очень большая, то вдруг вдвое сужается, проезжие части выглядят разнородными, основная и вспомогательные среди них не выделяются, наличие "карманов" и очевидных перекрёстков подразумевает пересечение с другими улицами в одном уровне, много неиспользуемого пространства посреди магистрали, в то же время частично оно застроено (а раз это макет - то, значит, он чётко показывает, где по плану будет застройка и где её по плану быть не должно), ну, и, наконец, какая-то невзрачная эстакада на Крестовский остров, которая начинается откуда-то из непонятного угла, зачем-то извивается червяком, проходит по узкой части магистрали (а нафига там дома в макете? эти дома, что характерно, построены не были) и в конечном итоге переходит в мост, который ни с того ни с сего делает зигзаг, а потом, за Крестовским, его эстакадное продолжение делает ещё один зигзаг - видимо, для того, чтобы автомобилисты не засыпали и не давили педаль газа). При этом связи между "уличной" и "внеуличной" частями магистрали почти отсутствуют, что уж говорить о связях внеуличной части с перпендикулярными дорогами - их нет вообще, кроме одного узкого съезда куда-то на восток (на макете с этого ракурса - налево). Короче говоря, "не впечатляет". В "городской" части ЗСД вообще напоминает некий "проспект Испытателей", который для меня обычно является синонимом нерационально спланированных (или банально недостроенных) городских улиц и проспектов общегородского значения.
Если я не вижу чего-то или другие видят не то, что вижу я - пожалуйста, распишите мне своё видение этого ЗСД поподробнее. А то я на большей части данного макета вижу отдельно параллельные Планерную улицу и Елагинский проспект, между которыми даже одна высотка вклинилась, и в упор не вижу никакой цельной магистрали, разве что считать таковой от моста через Большую Невку и дальше. Напомню, что понятие "магистраль" в советском градостроительном планировании как раз и подразумевала не нечто слитное и единое целое (каковым является ЗСД или ВСР, да и КАД тоже
*), а связку из нескольких улиц, построенных или реконструированных для общего движения (сюда относятся практически все "магистрали", "хорды", "радиусы" и "диаметры" советского времени, включая Центральную Дуговую Магистраль, Внутреннюю дуговую магистраль и т.д., то есть организованных на базе существующих улиц и проспектов). Именно в таком формате я вижу на этом макете (и до него всегда это то же самое полагал) ленинградский ЗСД - как дорогу непрерывного движения на базе внутригородских улиц, а не как вылетную автомагистраль в черте города.
* Хотя ЗСД - это полностью изолированная от окружающего ландштафта магистраль, всё же она надземная на эстакаде (немного - на насыпи) почти на всём протяжении, то есть второй этаж, второй уровень (собственно, на одном уровне со своими же мостами, от чего мостов на ЗСД физически как бы нет, почти вся магистраль как один длинный мост), кроме северного участка, да и там ЗСД всё равно приподнята над окружением на насыпь, то есть этакий полуэтаж (но на путепроводы приходится подниматься выше), а вот КАД, наоборот, в большей части является наземной магистралью, в одном уровне с окружающим ландшафтом, доходящей до физической возможности её пешком перебежать (ну, или сделать незаконный съезд/въезд к магазинчику!), ну, а известная всем водителям особенность КАД как неравная ширина и, соответственно, количество полос, делает её неравноценной по пропускной способности и нецельной по составу, а состоящей из разных кусков (из которых она, в общем-то, и строилась). Всё это пусть не меняет общую для обеих дорог классификацию (обе - магистрального движения, обе - 100% развязки в двух уровнях, по крайней мере пока), но фактически форматы этих магистралей категорически отличны друг от друга (например, КАД можно расширить, а ЗСД - никак, только если перестраивать, с демонтажом расширяемого участка и постройкой новой дороги с нуля). Насколько я понимаю, ВСР будет в формате ЗСД на всём протяжении от ЗСД до границы города и области, а вот что собой физически будет представлять внутригородская часть СПАД или Южная хорда - до сих пор ещё не представляю. Ещё я считаю, что МКАД современного образца и та же МКАД формата конца 80-х и начала 90-х ("дорога смерти") - тоже различны по формату, а не просто "добавили полос" и "улучшили клеверы". При этом в любом случае я вижу, что каждая из перечисленных магистралей, даже несмотря на иногда меньшее количество полос на каком-то участке (обычно по объективным причинам, а не потому, что кто-то рассчитал так по первоначальному плану) - это слитная, цельная, единая магистраль. Тогда как, например, нынешнее Третье Транспортное кольцо в Москве и все без исключения построенные строящиеся при Собянине хорды - это не слитные, не цельные, не единые магистрали, а составные структуры, частично проходящие просто по улицам города - соответственно, такое убожество может может считаться общей магистралью только в узком смысле - как путь, как направление, как дорога от точки А до точки Б. Например, дорога М-10, которая даже городские улицы формально в себя включает, но и за пределами городов также составлена из отдельных и вполне когда-то самостоятельных дорог; иные федеральные трассы вообще из полностью самостоятельных дорог составлены. По аналогии я готов признать магистралью любую связку из примерно равноценных улиц, объединённых общей целью, но при этом я отдаю себе отчёт, что автомагистралью такая связка не является и не будет являться никогда. Соответственно, на макете никакой автомагистрали, с моей точки зрения, нет.