АВАРИЯ ПЕРВОЙ СТУПЕНИ FALCON 9: КАК, ПОЧЕМУ И ЧТО ДАЛЬШЕ
Фрагмент пресс-конференции NASA, посвященной успешному началу полета Dragon CRS-16
Ханс Кенигсман (HK), вице-президент по надежности и безопасности систем компании SpaceX
----------
HK: Рули перестали двигаться и заблокировались в крайнем боковом положении.
Система управления Falcon 9 сделана так, что в случае полной или частичной потери управления ступень старается держаться подальше от любых строений и уходит в сторону океана. Из данных телеметрии нам известно что после приводнения ступень перешла в безопасный режим и начала продувку баков для того, чтобы кораблям-спасателям можно было безопасно к ней подойти. К моменту начала пресс-конференции мы все еще продолжали принимать данные телеметрии со ступени. Получается, что мы сейчас де-факто протестировали безопасный режим, который заключается в том, что ракета не пытается приземлиться без стопроцентной уверенности, что посадка будет безопасной. Безопасный режим довольно умный: даже если ракета приземляется, в безопасном режиме она старается держаться подальше от строений.
Вопрос: В какой момент система решает – садиться на землю или на воду?
HK: Точка принятия решения находится после этапа Entry Burn. Бортовой компьютер постоянно обновляет предполагаемую точку посадки и то место, куда попадет ступень при полном отказе всех управляющих поверхностей в следующий момент. Система управления старается выдерживать траекторию таким образом, чтобы минимизировать участок нахождения ступени над сушей в любом случае. Лишь с началом Landing Burn система управления нацеливает ступень на посадочную площадку.
Вопрос: Затронет ли это следующий запуск?
(GPS-III, назначенный на 18 декабря 2018 года – Ред.)
HK: Нет, потому что запуск будет без возврата первой ступени и там не будут установлены рули-решетки и прочее посадочное оборудование.
Вопрос: Почему GPS отправляется невозвращаемым носителем, вроде бы по спецификации его можно было бы запустить носителем с посадкой на плавучую платформу?
HK: Это требование заказчика (Министерство обороны США – Ред.) – выжать максимальную грузоподъемность из запуска.
Вопрос: Сколько запусков вы планируете в следующем году?
HK: Количество запусков значительно не изменится. У нас сейчас около 20. В следующем году запланировано около 18. Но многие обстоятельства зависят не только от нас, и может быть на один больше или меньше. И, как вы сказали, пилотируемые полеты – это большое серьезное дело. У нас запланированы Demo Mission – 1, испытания системы аварийного спасения в полете и первый полет с экипажем на МКС в рамках миссии Demo Mission – 2.
Вопрос: Вы говорили что Crew Dragon может попасть на МКС за 1 или 2 дня, но «Союз» может это сделать за 6 часов. Планируете ли вы траекторию, которая позволит попасть туда быстрее?
HK: Можно попасть туда быстрее, но это зависит от того, как высоко поднимешься, как долго у тебя работают двигатели. Я не думаю что мы будем планировать «быструю» траекторию, как у «Союза». Если планируешь короткую траекторию, то сильно ограничиваешь себя стартовыми окнами. Чем длиннее траектория, тем больше у тебя возможностей стыковки. Например, если запуск «Союза» назначен на утро понедельника, а потом по какой-то причине его отменят, то он не может полететь на следующий день по такой же 6-витковой схеме, он был бы вынужден делать 32-витковый перелет. А для нас подобный перенос не имел бы никакого значения.
Вопрос: Как далеко от берега приводнилась ступень?
HK: Примерно в трех километрах от берега.
Вопрос: COPV-2 (Composite Overwrapped Pressure Vessel, баллоны высокого давления с композитной обмоткой – Ред.) были [установлены] в этом полете?
HK: Да, на второй ступени.
Вопрос: И этот пуск считается сертификационным, необходимым из семи квалификационных полетов для пилотируемого запуска?
HK: Я думаю да.
Вопрос: Затронет ли это [происшествие] запуск Iridium?
HK: Полет Iridium-8 запланирован на начало следующего года. Нет, я думаю, не затронет.
Вопрос: Можете ли вы рассказать о максимальной высоте и скорости, которую первая ступень достигла? И на какой высоте возникла проблема с рулями?
HK: Я могу ответить на первый вопрос. Максимальная высота где-то 135 км, и это соответствует скорости 800 метров в секунду. Проблема возникла после Entry Burn, но еще слишком рано говорить точно. Зачастую проблемы возникают в другой системе и гораздо раньше, чем кажется, и мне не хочется давать вам неверную информацию.
HK: Проясните еще о COPV-2. Можете дать больше информации?
HK: У нас есть модификация COPV для пилотируемого полета. И эти COPV вводятся в полеты постепенно. Вторая ступень Falcon 9 для полета CRS-16 имела эти COPV, и этот полет считается одним из квалификационных полетов.
Вопрос: И сколько у вас уже было полетов этих новых COPV?
HK: По крайней мере, два.
Вопрос: Было интересно смотреть на вращение ступени, которое составляло где-то 1 полный оборот в секунду. Но всё-таки вы смогли справиться с этим.
Какой полетный алгоритм смог это сделать? Мы никогда не видели такого вращения раньше. Какие работали системы, которые остановили вращение прямо перед посадкой?
HK: Честно говоря, я сам удивлён. Но, думаю, первое – это то, что когда выпускаются посадочные опоры, изменяется момент инерции и замедляется вращение. Помните, что в это время работает только один двигатель, поэтому одним лишь им много не сделать. Но можно стабилизировать две другие оси, и я это видел вроде бы. Можно стабилизировать тангаж и рыскание.
----------
Оригинал текста:
https://vk.com/spacex?w=wall-41152133_95231Редактирование и корректура: группа в FB Клуб Друзей Космонавтики
Автор записи видеотрансляции: SciNews
https://youtu.be/SreNDDNZIG4