Масштабные проекты стоят дорого. Стоимость строительства моста на Сахалин с одноколейной неэлектрифицированной железной дорогой (именно интенсификацией железнодорожных грузоперевозок объясняется необходимость сооружения моста – правда, неочевидно, чем и насколько дорога в итоге будет загружена) предварительно оценивают в 252,8 млрд руб., с подходами – в 640 млрд руб. (Крымский мост без подходов обошелся в 227,9 млрд руб., население полуострова почти в 5 раз больше, чем Сахалина). Итоговую стоимость сложно спрогнозировать – в ходе строительства бюджеты больших проектов, случается, увеличиваются в несколько раз. Мост в Крым в 2010 г., когда он был задуман как совместный российско-украинский проект, предполагалось построить за 30 млрд руб., в 2014 г. называлась сумма 50 млрд руб., в итоге он обошелся в 228 млрд руб. Стоимость других важнейших строек российского госкапитализма также возрастала в ходе работ: стадион «Зенит-арена» вместо первоначальных 6,7 млрд руб. в итоге обошелся в 43,8 млрд руб. Многострадальный объект в Петербурге – исключение по росту цены строительства, но и стоимость других стадионов для завершившегося недавно чемпионата мира тоже увеличивалась в процессе сооружения.
Однако в больших стройках современной России экономическая обоснованность и возможность их полноценного дальнейшего использования далеко не главное. Они часто выглядят вызовом прошлым нереализованным мегапроектам (мы завершим то, что не получилось у Николая Второго или у Сталина). Кроме того, Сахалинский мост, как и Крымский, имеет свой сакральный смысл: если он будет построен, то Владимир Путин будет выглядеть правителем, не только поднявшим страну с колен, но и прочно соединившим с Большой землей отдаленные территории, реализовавшим столетнюю мечту сотен тысяч людей.
Строительство перехода на Сахалин важнее для геополитики, чем для экономики
Путин поручил оценить целесообразность строительства моста на Сахалин
Кроме того, нельзя не учитывать и другой важный момент новой «стройки века»: генподрядчик строительства Крымского моста – компания «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга, которого называют человеком из ближайшего окружения президента, ее же прочат в строители Сахалинского моста. И хотя ее представители пока отказываются от комментариев, понятно, что возможное участие в реализации проекта будет выгодным для «Стройгазмонтажа» не только с имиджевой точки зрения. Со времен сталинских мегапроектов, часто реализовывавшихся подневольным трудом узников ГУЛАГа, и ударных комсомольских строек многое изменилось: бенефициаром строительства проекта мечты не всегда становится государство.
https://www.vedomosti.ru/opinion/articl ... sya-mechti
Мост за 2/3 триллиона руб из ниоткуда в никуда - вот на что повышали пенсионный возраст