Дамба. История строительства

Обсуждение строительства дамбы ( Комплекса защитных сооружений Петербурга)
Аватара пользователя
Дед
Энтузиаст
Сообщения: 1265
Зарегистрирован: Вс янв 24, 2010 18:36
Откуда: СПб, пл. Кронштадтская

Сообщение Дед » Пт янв 10, 2014 20:27

Welk писал(а):интересный рассказ от участника событий про советскую экономику :)
Википедия: "Комплекс защитных сооружений, окончательно введённый в строй в 2011 году, фактически на две трети был построен при Ю. К. Севенарде". При социальных гарантиях за пьянку и подхалтуривание редко увольняли, а сейчас легко потерять хорошую работу. Бардака и сейчас хватает, но сор из избы не выносят, а такой дремучей безграмотности при коммунистах не было. Раньше сами мастрячили, а теперь чуть что - из-за бугра везут. Там и лучше, и дешевле. Теперь ни где не готовят инженеров - разработчиков новой техники.

Andrei
Искатель
Сообщения: 113
Зарегистрирован: Вт ноя 29, 2011 12:31
Откуда: Спб, Приморский р-н (Зажелезье)

Сообщение Andrei » Ср янв 15, 2014 16:13

Хм, у меня есть 2 книжки, выпущенные ограниченным тиражом. Они посвящены строительству дамбы. Давно порывался их отсканить и выложить в инет...
Раз уж есть такая тема то, ... может и отсканирую....

Chartpilot
Энтузиаст
Сообщения: 2805
Зарегистрирован: Пт ноя 03, 2006 13:27
Откуда: Весёлый посёлок

Сообщение Chartpilot » Ср янв 15, 2014 20:33

Andrei писал(а):... может и отсканирую....

Ну, Andrei мужик сказал — мужик сделал... :)

А серьёзно — конечно надо.
Не спеша, долгими зимними вечерами...

Andrei
Искатель
Сообщения: 113
Зарегистрирован: Вт ноя 29, 2011 12:31
Откуда: Спб, Приморский р-н (Зажелезье)

Сообщение Andrei » Пн янв 20, 2014 20:39

Chartpilot писал(а):
Andrei писал(а):... может и отсканирую....

Ну, Andrei мужик сказал — мужик сделал... :)

А серьёзно — конечно надо.
Не спеша, долгими зимними вечерами...

Честно говоря, не понимаю политику Дирекции КЗС. Давно бы уже создали мультимедиа портал, посвящённый Дамбе. Включая и историю....
Толи бабки, толи ещё что им мешает... фиг знает. А так, мне бы и сканировать ничего не пришлось бы... Тем более, что фото и видео материала не на один ДЕНЬ просмотра накоплено. Информации предостаточно.

Аватара пользователя
Дед
Энтузиаст
Сообщения: 1265
Зарегистрирован: Вс янв 24, 2010 18:36
Откуда: СПб, пл. Кронштадтская

Сообщение Дед » Пт фев 14, 2014 21:34

Andrei писал(а):Хм, у меня есть 2 книжки, выпущенные ограниченным тиражом. Они посвящены строительству дамбы. Давно порывался их отсканить и выложить в инет... Раз уж есть такая тема то, ... может и отсканирую....
Быстрее можно сфотографировать! Удачи!

Аватара пользователя
Олег
Активист
Сообщения: 938
Зарегистрирован: Вс дек 02, 2007 1:00

Сообщение Олег » Вт июл 29, 2014 17:54

Раздобыл несколько фотографий (вернее отсканированных негативов) строительства временного моста на С2.
Надеюсь они интересны не только мне 8)
Вложения
007-2.jpg
Общий вид
007-1.jpg
Этот же кран их смонтировал
006.jpg
Фермы боковых пролетов транспортировали прямо на плавкране "Богатырь"
005.jpg
Монтаж центрального пролета
004.jpg
Монтаж центрального пролета
003.jpg
Транспортировка фермы
002.jpg
Фермы центрального пролета по одной плывут к месту монтажа
002-2.jpg
Сборка ферм на берегу. Вероятно где-то в районе Горской.
002-1.jpg
Опоры почти готовы
001.JPG
Сооружение опор в акватории

Аватара пользователя
Олег
Активист
Сообщения: 938
Зарегистрирован: Вс дек 02, 2007 1:00

Сообщение Олег » Вт июл 29, 2014 18:01

Продолжение
Вложения
010.jpg
Под мостом проходят суда
009.jpg
Транспарант посвящен сорокалетию Победы. То есть это либо 84-й год, либо весна 85-го
008.jpg
Отсыпка подходов к мосту
007-4.jpg
Мост готов. Белазы отсыпают насыпь дамбы.
007.jpg
Монтируется последняя ферма

Аватара пользователя
mak
Энтузиаст
Сообщения: 2284
Зарегистрирован: Сб апр 28, 2007 20:37
Откуда: Петергоф

Сообщение mak » Ср июл 30, 2014 8:45

007-1 удивительно смотрится. :)

nik68
Энтузиаст
Сообщения: 1071
Зарегистрирован: Ср апр 22, 2009 10:57
Откуда: Гатчина

Сообщение nik68 » Ср июл 30, 2014 9:00

Не сочтите за off.
На фото тот плавкран, что побольше - это "Демаг" Балтийского завода" еще довоенной постройки. Основание немцы поставили до начала войны. А вот , когда везли стрелу, то как раз начались боевые действия, ну и немцы, естественно, взяли и утопили её в море(и уже после войны наши конструктора проектировали её заново). Но основа хорошо послужила во время блокады в качестве электростанции. Кроме завода,чуть ли не весь Васильевский остров был запитан. История со слов одного деда с Балт. завода(сейчас он уже ушел), который все это пережил.

Аватара пользователя
Alex
Администратор
Сообщения: 9081
Зарегистрирован: Чт окт 26, 2006 14:30
Откуда: СПб, пл.Мужества

Сообщение Alex » Ср июл 30, 2014 16:56

nik68 писал(а):На фото тот плавкран, что побольше - это "Демаг" Балтийского завода" еще довоенной постройки. Основание немцы поставили до начала войны.

Кое что было тут: http://spb-projects.ru/forum/viewtopic. ... 392#157392

Аватара пользователя
Инженер
Энтузиаст
Сообщения: 15639
Зарегистрирован: Чт ноя 16, 2006 18:35
Откуда: Санкт-Петербург, северное Купчино

Сообщение Инженер » Пт окт 03, 2014 8:42

Небезынтересное интервью Щекочихина:
СПбВ 3 окт. 2014:
Алгоритм борьбы с высокой водой

Петербургскую дамбу называть «дамбой» не вполне корректно.

Правильно – «Комплекс защитных сооружений»: собственно каменно-земляных дамб в этом комплексе – 11, плюс два судопропускных сооружения, шесть водопропускных, семь мостов, участок скоростной автодороги с развязками, подводный автодорожный тоннель, главный корабельный фарватер и два судоходных канала.

Комплексу защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений, или КЗС, всего три года (если не считать того, что строиться он начал в 1981 году, а в 1990-х стройка встала почти на 15 лет), но он уже считается достопримечательностью города.
В зарубежных СМИ появилась информация: после того как в 2012 году в Нью-Йорке волна от урагана «Сэнди» затопила некоторые районы, американцы подумывают строить барьер в Нью-Йоркском заливе и применить опыт строительства петербургских защитных сооружений.

Наш собеседник имеет к КЗС самое непосредственное отношение: 33 года назад начинал на комсомольской ударной стройке, с 2003 года участвовал в возобновленном строительстве, сейчас – гендиректор.

– Владимир Иванович, осень – сезон наводнений, но в остальное время комплекс ведь тоже не на каникулах?

– Действительно, около 78% всех наводнений происходят в осенне-зимний период, но, как показывают исторические данные, наводнения в Петербурге случаются в любое время года, в том числе весной и летом. Так, например, очень сильные летние наводнения произошли в августе 1831 года, когда вода поднялась на 2 м 64 см, и в августе 1744 года – на 2 м 34 см.

Но все-таки весна и лето – более спокойный период, его мы используем для тестовых закрытий наших водопропускных и судопропускных сооружений, проверяем работоспособность всех систем и оборудования, занимаемся профилактикой, восстанавливаем крепления откосов дамб после предотвращенных наводнений. Благодаря этому КЗС находится в постоянной готовности – круглосуточно и круглогодично. Кроме того, комплекс – это ведь и постоянно действующая скоростная автодорога, а проезжую часть, мосты, тоннель, энергетику, очистные сооружения необходимо обслуживать.

– Каков алгоритм действий при начавшемся наводнении?

– Наводнением в Петербурге считается подъем уровня воды выше 1 м 60 см относительно Балтийской системы (БС) высот у гидрологического поста Горного института. Алгоритм такой: при угрозе наводнения Гидрометцентр сообщает нам и в МЧС о негативном прогнозе (мы тоже мониторим погодную ситуацию); МЧС дает нам команду закрыть затворы – и дирекция приступает «к реализации оптимального плана закрытия комплекса». Продолжительность закрытия не более 1,5 часа и зависит от особенностей каждого сооружения, а время закрытия рассчитывается так, чтобы при закрытых затворах уровень воды в Невской губе из-за притока в нее реки Невы не превысил критической отметки 1 м 60 см.


– Так вот почему во время угрозы наводнения при закрытых затворах все равно иногда поднимается Фонтанка.

– Это совершенно нормально, она и должна подниматься – единственное, повторю, не выше 1 м 60 см. При таком уровне (на самом деле – до 1 м 80 см) городу нет никакого ущерба.

– У сооружения уже есть «летопись» заслуг – например, кем-то подсчитанные миллионы предотвращенного ущерба. Как это вычислялось?

– За три года своего функционирования комплекс предотвратил шесть подъемов критического уровня воды. Причем один должен был стать очень опасным – вода могла подняться до 2 м 81 см. Произошло это в 2011 году, едва мы завершили строительство. Тогда было два наводнения, одно поменьше, а второе очень серьезное, в два этапа, и если бы защитных сооружений не было, то практически весь Васильевский остров оказался бы затоплен и вся Петроградская сторона.
Предполагаемый ущерб я вычислять не берусь, это не наша работа. Возможные ущербы рассчитывались еще при составлении технико-экономического обоснования строительства КЗС: учитывалось затопление сооружений, домов, метрополитена... Но с тех пор, в частности, станций метрополитена стало гораздо больше – так что ущерб был бы огромным. Адмиралтейская, Дворцовая, Английская, Университетская набережные, уникальные дворцы и парки – все это неминуемо пострадало бы. Канализационные стоки вышли бы на поверхность.

– На опыт каких стран в строительстве своих защитных сооружений опирался Ленинград?

– В нашей стране и в то время, и сейчас достаточно собственных специалистов и собственного опыта, для того чтобы спроектировать и построить любое гидротехническое сооружение. У нас всегда были гидротехники высочайшего уровня. До сих пор китайцы, когда к нам приезжают, ссылаются на советских специалистов. К КЗС причастны «Гидропроект», «ЛенморНИИпроект», «Рубин» – в общем, все свои. Так что правильнее было бы сказать, что это наш опыт могут перенимать другие страны. До сих пор ни одна страна не осуществила такой масштабный проект – по общим объемам возведения, по различной функциональности сооружений, по их количеству. К тому же они действуют и в суровые зимы, могут удерживать давление ледяного поля.

– Когда возведение комплекса остановилось, инфраструктура разрушалась. В чем были главные трудности при возобновлении проекта?

– Активное строительство началось 2 июля 1981 года, когда был заложен первый куб бетона. В начале 1990-х стройка почти на 15 лет была приостановлена, хотя на тот момент было сделано около 40% строительных работ! Объекты не были законсервированы – тело дамбы размывалось, арматура подвергалась коррозии, разрушались бетонные поверхности...

В начале 2000-х годов при поддержке президента строительство было возобновлено, и самая сложная часть была именно на завершающей стадии. Проект к тому времени практически не изменился, все основные инженерные решения гидротехнических сооружений остались прежними, но появились гораздо более современные технологии, новые автоматизированные системы управления. Кстати, еще один сложный момент – открытие финансирования. Тут заслуга, безусловно, Минфина, Минэкономразвития, Госстроя и его структур.

– Помнится, было немало выступлений против строительства КЗС: о том, что наводнения – это «банные дни» для Невской губы, что вода в Маркизовой луже зацвела из-за дамбы; что рыбе плохо будет.

– Да, помню эти митинги – я на них был. Сейчас «зеленые» гораздо цивилизованнее стали, а тогда, помню, вывели какого-то человека, он говорит: «Я водолаз, наблюдаю, как корюшка идет на нерест в Ладожское озеро, ударяется о дамбу – и все дно засыпано мертвой рыбой». Можно подумать, рыба такая дурная: с разгону торпедирует все препятствия. Тогда много было высказываний примерно такого уровня компетентности.

Давайте по порядку. Первое – насчет «банных дней» для Невской губы. Многолетние наблюдения показали, что до строительства комплекса качество воды в Невской губе при наводнениях значительно ухудшалось – по гидрохимическим и санитарно-бактериологическим показателям. В период наводнений в акваторию Невской губы поступали воды, которые при штормовом воздействии взмучивались, они приносили с собой большое количество биогенов и тяжелых металлов.
При наводнениях идет перенос энергии, а не водных масс Балтийского моря. Так что в Невскую губу попадают в основном те же невские воды, вынесенные течением Невы и губы в мелководную восточную часть залива неделей ранее. Это вовсе не «свежие воды Балтики», как утверждали в середине 1980-х годов противники строительства КЗС.

Кроме того, с затапливаемых прибрежных территорий в воду смывались загрязняющие вещества – фосфор, азот, тяжелые металлы, бактерии и патогенная микрофлора. При наводнениях канализационные стоки бесконтрольно попадали в Неву и Невскую губу, нередко под напором воды слетали крышки канализационных люков.
В 2000 году специалисты детально рассчитали, что при катастрофическом наводнении в отсутствие комплекса пришлось бы останавливать Центральную станцию аэрации – и вся неочищенная вода поступала бы в Невскую губу.

Второе: цветет ли вода в Маркизовой луже из-за комплекса. Задолго до строительства КЗС, еще на стадии технико-экономического обоснования проекта, были отмечены участки акватории Невской губы и восточной части Финского залива, где цвели сине-зеленые водоросли. В 1970-х южную часть Невской губы эксперты отнесли к эвтрофной акватории, т. е. периодически подверженной цветению. И поэтому в проект были привнесены меры для уменьшения зон замедленного водообмена: увеличили количество отверстий в водопропускных сооружениях, примыкающих к северному и южному берегам Невской губы, спрямили берега...
Напомню, до начала строительства КЗС очищалось только 3% городских сточных вод, а в ходе реализации проекта, по рекомендации специалистов, были срочно построены очистные сооружения Петербурга.

Третье – частый вопрос, как влияет комплекс на рыбные запасы залива. Негативного влияния КЗС не оказывает – это подтверждено широкомасштабным натурным экспериментом, который в 1992 году провел научный коллектив 16 организаций, в том числе института ГОСНИОРХ. И еще в 1980-х годах, учитывая потенциальное влияние строительного процесса (возможную замутненность вод), был построен завод по разведению лосося в районе Ивановских порогов – он и сейчас прекрасно работает.

– На сайте дирекции есть раздел об экологии. Как сейчас администрация КЗС общается с экологами?

– В составе дирекции есть управление экологии и системы предупреждения наводнений, оно постоянно на связи с экологами, орнитологами, ихтиологами. Наши специалисты выступают с докладами на международных Днях Балтийского моря, участвуют в семинарах и «круглых столах». У нас регулярно бывают представители российских и зарубежных природоохранных организаций.
В период миграции птиц на КЗС ведут наблюдения орнитологи: например, в последние годы они обнаружили, что на откосах дамб появились гнездовья краснокнижных видов птиц.

– Владимир Иванович, а помните тот день, когда комплекс впервые показал себя в деле?

– День тот я, конечно, помню: КЗС был введен в эксплуатацию в августе, а природа проверила его на прочность уже в ноябре, и если бы стройка не была завершена вовремя, то 28 ноября 2011 года уровень воды в городе поднялся бы на 1 м 94 см выше ординара.

А что было в тот день? Да ничего особенного: взяли и закрыли затворы. У нас ведь все эксплуатационные службы были готовы – это не тот проект, когда строили-строили, а потом пришлось дорабатывать.

– А когда поняли, что КЗС – это для вас не на год-два, а судьба, можно сказать?

– Не было такого ощущения: «судьба». Все было прозаичнее, просто все старались хорошо работать. Что такое выходные – не знали, зарплата у мастеров великой не была, не было премий... И не было мыслей о том, чтобы прорваться в начальники.

Эта стройка, как известно, переживала самые разные времена, каждый день возникали новые задачи, их надо было решать, и времени задуматься о степени их важности просто не было.

– Когда возводится такая махина, она всегда кажется суперсовременной. Но в ходе эксплуатации становится понятно, что нужно что-то изменить...

– Менять гидротехнические конструкции нет никакой необходимости – абсолютно все просчитано, все действует. Если что и будет меняться, так это электроника, система управления – в ногу со временем. И то в будущем. А сейчас она соответствует всем современным требованиям.

И при любой модернизации КЗС все равно можно фактически запускать в ручном режиме. Мы не полагаемся только на электронику.

– Какие дамбы в мире вы считаете выдающимися сооружениями?

– Наш опыт может быть интересен в первую очередь для тех городов, где причина наводнений такая же, то есть нагонная волна. Похожий с нашим опыт борьбы со стихией есть у Роттердама, Лондона, Венеции.

В Нидерландах сделан такой же затвор, как у нас. Причем наш проект появился первым, но они успели раньше его реализовать, пока у нас элементы основного затвора во время остановки стройки лежали и ржавели. Но наша конструкция, на мой взгляд, более совершенная.

В Венеции защитные сооружения по стоимости дороже наших. И у меня есть сомнения в работоспособности их всплывающих затворов.

В любом случае сооружения перечисленных городов не обладают спецификой нашего комплекса. Наше сооружение выполняет одновременно множество функций, я их перечислял, – соответственно, и требования к его проектированию и возведению были уникальными.

– Самое мощное наводнение в истории Петербурга было 4,21 метра. Нет опасений, что из-за изменений климата вода сможет достигать гораздо большей высоты?

– Ведущие ученые говорят о том, что в последние три десятилетия изменяются глобальные гидрометеорологические процессы, но тут я не возьмусь что-то утверждать. Однако мы можем сказать, что повторяемость морских нагонных наводнений в Петербурге действительно увеличилась. Более чем в два раза.

И еще одна проблема, о которой пока не говорят: увеличилась продолжительность наводнений. Раньше так называемая наводненческая ситуация длилась стандартно 3 – 4 часа, а потом шел спад. А в 2011 году, например, критическая ситуация длилась часов 12.

Продолжительность – очень плохой фактор: мы защищаем город от моря, но сток вод из Невы в это время тоже не прекращается. Если в отсутствие наводненческой ситуации закрыть затворы, то можно подтопить Петербург – только водой не из залива, а из Ладожского озера. За час вода поднимается приблизительно на 4 – 5 см, – посчитайте, сколько времени потребуется, чтобы она поднялась, скажем, до двух метров? Не так много.

КЗС рассчитан на защиту от наводнения с высотой подъема уровня воды до отметки 4 м 75 см выше ординара, и такое стихийное бедствие возможно, но вероятность его наступления – 0,1%. То есть 1 раз в 1000 лет. Но в принципе комплекс способен защитить город и от экстремального наводнения до 5 м 40 см БС. Вероятность его наступления – 0,01%, т. е. 1 раз в 10 000 лет.

ссылка

Аватара пользователя
Сергей Р
Энтузиаст
Сообщения: 17213
Зарегистрирован: Ср окт 29, 2008 7:47
Откуда: Приморский район Спб (+Череповец)

Сообщение Сергей Р » Пт окт 03, 2014 16:55

После прочтения статьи по диагонали почему-то подумалось, что вторым этапом защиты города от воды, можно построить плотину у Шлиссельбурга, чтобы вода из Невы не поступала так быстро. :)

Randy
Энтузиаст
Сообщения: 13928
Зарегистрирован: Ср ноя 08, 2006 16:13

Сообщение Randy » Пт окт 03, 2014 19:34

Сергей Р писал(а):После прочтения статьи по диагонали почему-то подумалось, что вторым этапом защиты города от воды, можно построить плотину у Шлиссельбурга, чтобы вода из Невы не поступала так быстро. :)


если прочитаете не по диагонали, то обнаружите там эту мысль.

Аватара пользователя
Сергей Р
Энтузиаст
Сообщения: 17213
Зарегистрирован: Ср окт 29, 2008 7:47
Откуда: Приморский район Спб (+Череповец)

Сообщение Сергей Р » Пт окт 03, 2014 20:03

Randy писал(а):...если прочитаете не по диагонали, то обнаружите там эту мысль.
...а где-где?

ЛеонидК
Энтузиаст
Сообщения: 5226
Зарегистрирован: Пт апр 19, 2013 18:27
Откуда: Варшавская

Сообщение ЛеонидК » Пт окт 03, 2014 22:19

ну уж если ставить плотину с шлюзом то на Ивановских порогах .А во вторых проблемы по сути нет , в тексте сказано что Нева топит на 5см в час , даже на 1 метр надо 20 часов , а ведь с подъёмом скорость подтопления снижается т.к. увеличивается площадь затопляемого бассейна + тот же циклон сгоняет воду Ладоги на восток чем снижает подпор Невы .