Википедия: "Комплекс защитных сооружений, окончательно введённый в строй в 2011 году, фактически на две трети был построен при Ю. К. Севенарде". При социальных гарантиях за пьянку и подхалтуривание редко увольняли, а сейчас легко потерять хорошую работу. Бардака и сейчас хватает, но сор из избы не выносят, а такой дремучей безграмотности при коммунистах не было. Раньше сами мастрячили, а теперь чуть что - из-за бугра везут. Там и лучше, и дешевле. Теперь ни где не готовят инженеров - разработчиков новой техники.Welk писал(а):интересный рассказ от участника событий про советскую экономику
Дамба. История строительства
-
- Энтузиаст
- Сообщения: 2814
- Зарегистрирован: Пт ноя 03, 2006 13:27
- Откуда: Весёлый посёлок
-
- Искатель
- Сообщения: 113
- Зарегистрирован: Вт ноя 29, 2011 12:31
- Откуда: Спб, Приморский р-н (Зажелезье)
Chartpilot писал(а):Andrei писал(а):... может и отсканирую....
Ну, Andrei мужик сказал — мужик сделал...
А серьёзно — конечно надо.
Не спеша, долгими зимними вечерами...
Честно говоря, не понимаю политику Дирекции КЗС. Давно бы уже создали мультимедиа портал, посвящённый Дамбе. Включая и историю....
Толи бабки, толи ещё что им мешает... фиг знает. А так, мне бы и сканировать ничего не пришлось бы... Тем более, что фото и видео материала не на один ДЕНЬ просмотра накоплено. Информации предостаточно.
Не сочтите за off.
На фото тот плавкран, что побольше - это "Демаг" Балтийского завода" еще довоенной постройки. Основание немцы поставили до начала войны. А вот , когда везли стрелу, то как раз начались боевые действия, ну и немцы, естественно, взяли и утопили её в море(и уже после войны наши конструктора проектировали её заново). Но основа хорошо послужила во время блокады в качестве электростанции. Кроме завода,чуть ли не весь Васильевский остров был запитан. История со слов одного деда с Балт. завода(сейчас он уже ушел), который все это пережил.
На фото тот плавкран, что побольше - это "Демаг" Балтийского завода" еще довоенной постройки. Основание немцы поставили до начала войны. А вот , когда везли стрелу, то как раз начались боевые действия, ну и немцы, естественно, взяли и утопили её в море(и уже после войны наши конструктора проектировали её заново). Но основа хорошо послужила во время блокады в качестве электростанции. Кроме завода,чуть ли не весь Васильевский остров был запитан. История со слов одного деда с Балт. завода(сейчас он уже ушел), который все это пережил.
nik68 писал(а):На фото тот плавкран, что побольше - это "Демаг" Балтийского завода" еще довоенной постройки. Основание немцы поставили до начала войны.
Кое что было тут: http://spb-projects.ru/forum/viewtopic. ... 392#157392
- Инженер
- Энтузиаст
- Сообщения: 15771
- Зарегистрирован: Чт ноя 16, 2006 18:35
- Откуда: Санкт-Петербург, северное Купчино
Небезынтересное интервью Щекочихина:
СПбВ 3 окт. 2014:
ссылка
СПбВ 3 окт. 2014:
Алгоритм борьбы с высокой водой
Петербургскую дамбу называть «дамбой» не вполне корректно.
Правильно – «Комплекс защитных сооружений»: собственно каменно-земляных дамб в этом комплексе – 11, плюс два судопропускных сооружения, шесть водопропускных, семь мостов, участок скоростной автодороги с развязками, подводный автодорожный тоннель, главный корабельный фарватер и два судоходных канала.
Комплексу защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений, или КЗС, всего три года (если не считать того, что строиться он начал в 1981 году, а в 1990-х стройка встала почти на 15 лет), но он уже считается достопримечательностью города.
В зарубежных СМИ появилась информация: после того как в 2012 году в Нью-Йорке волна от урагана «Сэнди» затопила некоторые районы, американцы подумывают строить барьер в Нью-Йоркском заливе и применить опыт строительства петербургских защитных сооружений.
Наш собеседник имеет к КЗС самое непосредственное отношение: 33 года назад начинал на комсомольской ударной стройке, с 2003 года участвовал в возобновленном строительстве, сейчас – гендиректор.
– Владимир Иванович, осень – сезон наводнений, но в остальное время комплекс ведь тоже не на каникулах?
– Действительно, около 78% всех наводнений происходят в осенне-зимний период, но, как показывают исторические данные, наводнения в Петербурге случаются в любое время года, в том числе весной и летом. Так, например, очень сильные летние наводнения произошли в августе 1831 года, когда вода поднялась на 2 м 64 см, и в августе 1744 года – на 2 м 34 см.
Но все-таки весна и лето – более спокойный период, его мы используем для тестовых закрытий наших водопропускных и судопропускных сооружений, проверяем работоспособность всех систем и оборудования, занимаемся профилактикой, восстанавливаем крепления откосов дамб после предотвращенных наводнений. Благодаря этому КЗС находится в постоянной готовности – круглосуточно и круглогодично. Кроме того, комплекс – это ведь и постоянно действующая скоростная автодорога, а проезжую часть, мосты, тоннель, энергетику, очистные сооружения необходимо обслуживать.
– Каков алгоритм действий при начавшемся наводнении?
– Наводнением в Петербурге считается подъем уровня воды выше 1 м 60 см относительно Балтийской системы (БС) высот у гидрологического поста Горного института. Алгоритм такой: при угрозе наводнения Гидрометцентр сообщает нам и в МЧС о негативном прогнозе (мы тоже мониторим погодную ситуацию); МЧС дает нам команду закрыть затворы – и дирекция приступает «к реализации оптимального плана закрытия комплекса». Продолжительность закрытия не более 1,5 часа и зависит от особенностей каждого сооружения, а время закрытия рассчитывается так, чтобы при закрытых затворах уровень воды в Невской губе из-за притока в нее реки Невы не превысил критической отметки 1 м 60 см.
– Так вот почему во время угрозы наводнения при закрытых затворах все равно иногда поднимается Фонтанка.
– Это совершенно нормально, она и должна подниматься – единственное, повторю, не выше 1 м 60 см. При таком уровне (на самом деле – до 1 м 80 см) городу нет никакого ущерба.
– У сооружения уже есть «летопись» заслуг – например, кем-то подсчитанные миллионы предотвращенного ущерба. Как это вычислялось?
– За три года своего функционирования комплекс предотвратил шесть подъемов критического уровня воды. Причем один должен был стать очень опасным – вода могла подняться до 2 м 81 см. Произошло это в 2011 году, едва мы завершили строительство. Тогда было два наводнения, одно поменьше, а второе очень серьезное, в два этапа, и если бы защитных сооружений не было, то практически весь Васильевский остров оказался бы затоплен и вся Петроградская сторона.
Предполагаемый ущерб я вычислять не берусь, это не наша работа. Возможные ущербы рассчитывались еще при составлении технико-экономического обоснования строительства КЗС: учитывалось затопление сооружений, домов, метрополитена... Но с тех пор, в частности, станций метрополитена стало гораздо больше – так что ущерб был бы огромным. Адмиралтейская, Дворцовая, Английская, Университетская набережные, уникальные дворцы и парки – все это неминуемо пострадало бы. Канализационные стоки вышли бы на поверхность.
– На опыт каких стран в строительстве своих защитных сооружений опирался Ленинград?
– В нашей стране и в то время, и сейчас достаточно собственных специалистов и собственного опыта, для того чтобы спроектировать и построить любое гидротехническое сооружение. У нас всегда были гидротехники высочайшего уровня. До сих пор китайцы, когда к нам приезжают, ссылаются на советских специалистов. К КЗС причастны «Гидропроект», «ЛенморНИИпроект», «Рубин» – в общем, все свои. Так что правильнее было бы сказать, что это наш опыт могут перенимать другие страны. До сих пор ни одна страна не осуществила такой масштабный проект – по общим объемам возведения, по различной функциональности сооружений, по их количеству. К тому же они действуют и в суровые зимы, могут удерживать давление ледяного поля.
– Когда возведение комплекса остановилось, инфраструктура разрушалась. В чем были главные трудности при возобновлении проекта?
– Активное строительство началось 2 июля 1981 года, когда был заложен первый куб бетона. В начале 1990-х стройка почти на 15 лет была приостановлена, хотя на тот момент было сделано около 40% строительных работ! Объекты не были законсервированы – тело дамбы размывалось, арматура подвергалась коррозии, разрушались бетонные поверхности...
В начале 2000-х годов при поддержке президента строительство было возобновлено, и самая сложная часть была именно на завершающей стадии. Проект к тому времени практически не изменился, все основные инженерные решения гидротехнических сооружений остались прежними, но появились гораздо более современные технологии, новые автоматизированные системы управления. Кстати, еще один сложный момент – открытие финансирования. Тут заслуга, безусловно, Минфина, Минэкономразвития, Госстроя и его структур.
– Помнится, было немало выступлений против строительства КЗС: о том, что наводнения – это «банные дни» для Невской губы, что вода в Маркизовой луже зацвела из-за дамбы; что рыбе плохо будет.
– Да, помню эти митинги – я на них был. Сейчас «зеленые» гораздо цивилизованнее стали, а тогда, помню, вывели какого-то человека, он говорит: «Я водолаз, наблюдаю, как корюшка идет на нерест в Ладожское озеро, ударяется о дамбу – и все дно засыпано мертвой рыбой». Можно подумать, рыба такая дурная: с разгону торпедирует все препятствия. Тогда много было высказываний примерно такого уровня компетентности.
Давайте по порядку. Первое – насчет «банных дней» для Невской губы. Многолетние наблюдения показали, что до строительства комплекса качество воды в Невской губе при наводнениях значительно ухудшалось – по гидрохимическим и санитарно-бактериологическим показателям. В период наводнений в акваторию Невской губы поступали воды, которые при штормовом воздействии взмучивались, они приносили с собой большое количество биогенов и тяжелых металлов.
При наводнениях идет перенос энергии, а не водных масс Балтийского моря. Так что в Невскую губу попадают в основном те же невские воды, вынесенные течением Невы и губы в мелководную восточную часть залива неделей ранее. Это вовсе не «свежие воды Балтики», как утверждали в середине 1980-х годов противники строительства КЗС.
Кроме того, с затапливаемых прибрежных территорий в воду смывались загрязняющие вещества – фосфор, азот, тяжелые металлы, бактерии и патогенная микрофлора. При наводнениях канализационные стоки бесконтрольно попадали в Неву и Невскую губу, нередко под напором воды слетали крышки канализационных люков.
В 2000 году специалисты детально рассчитали, что при катастрофическом наводнении в отсутствие комплекса пришлось бы останавливать Центральную станцию аэрации – и вся неочищенная вода поступала бы в Невскую губу.
Второе: цветет ли вода в Маркизовой луже из-за комплекса. Задолго до строительства КЗС, еще на стадии технико-экономического обоснования проекта, были отмечены участки акватории Невской губы и восточной части Финского залива, где цвели сине-зеленые водоросли. В 1970-х южную часть Невской губы эксперты отнесли к эвтрофной акватории, т. е. периодически подверженной цветению. И поэтому в проект были привнесены меры для уменьшения зон замедленного водообмена: увеличили количество отверстий в водопропускных сооружениях, примыкающих к северному и южному берегам Невской губы, спрямили берега...
Напомню, до начала строительства КЗС очищалось только 3% городских сточных вод, а в ходе реализации проекта, по рекомендации специалистов, были срочно построены очистные сооружения Петербурга.
Третье – частый вопрос, как влияет комплекс на рыбные запасы залива. Негативного влияния КЗС не оказывает – это подтверждено широкомасштабным натурным экспериментом, который в 1992 году провел научный коллектив 16 организаций, в том числе института ГОСНИОРХ. И еще в 1980-х годах, учитывая потенциальное влияние строительного процесса (возможную замутненность вод), был построен завод по разведению лосося в районе Ивановских порогов – он и сейчас прекрасно работает.
– На сайте дирекции есть раздел об экологии. Как сейчас администрация КЗС общается с экологами?
– В составе дирекции есть управление экологии и системы предупреждения наводнений, оно постоянно на связи с экологами, орнитологами, ихтиологами. Наши специалисты выступают с докладами на международных Днях Балтийского моря, участвуют в семинарах и «круглых столах». У нас регулярно бывают представители российских и зарубежных природоохранных организаций.
В период миграции птиц на КЗС ведут наблюдения орнитологи: например, в последние годы они обнаружили, что на откосах дамб появились гнездовья краснокнижных видов птиц.
– Владимир Иванович, а помните тот день, когда комплекс впервые показал себя в деле?
– День тот я, конечно, помню: КЗС был введен в эксплуатацию в августе, а природа проверила его на прочность уже в ноябре, и если бы стройка не была завершена вовремя, то 28 ноября 2011 года уровень воды в городе поднялся бы на 1 м 94 см выше ординара.
А что было в тот день? Да ничего особенного: взяли и закрыли затворы. У нас ведь все эксплуатационные службы были готовы – это не тот проект, когда строили-строили, а потом пришлось дорабатывать.
– А когда поняли, что КЗС – это для вас не на год-два, а судьба, можно сказать?
– Не было такого ощущения: «судьба». Все было прозаичнее, просто все старались хорошо работать. Что такое выходные – не знали, зарплата у мастеров великой не была, не было премий... И не было мыслей о том, чтобы прорваться в начальники.
Эта стройка, как известно, переживала самые разные времена, каждый день возникали новые задачи, их надо было решать, и времени задуматься о степени их важности просто не было.
– Когда возводится такая махина, она всегда кажется суперсовременной. Но в ходе эксплуатации становится понятно, что нужно что-то изменить...
– Менять гидротехнические конструкции нет никакой необходимости – абсолютно все просчитано, все действует. Если что и будет меняться, так это электроника, система управления – в ногу со временем. И то в будущем. А сейчас она соответствует всем современным требованиям.
И при любой модернизации КЗС все равно можно фактически запускать в ручном режиме. Мы не полагаемся только на электронику.
– Какие дамбы в мире вы считаете выдающимися сооружениями?
– Наш опыт может быть интересен в первую очередь для тех городов, где причина наводнений такая же, то есть нагонная волна. Похожий с нашим опыт борьбы со стихией есть у Роттердама, Лондона, Венеции.
В Нидерландах сделан такой же затвор, как у нас. Причем наш проект появился первым, но они успели раньше его реализовать, пока у нас элементы основного затвора во время остановки стройки лежали и ржавели. Но наша конструкция, на мой взгляд, более совершенная.
В Венеции защитные сооружения по стоимости дороже наших. И у меня есть сомнения в работоспособности их всплывающих затворов.
В любом случае сооружения перечисленных городов не обладают спецификой нашего комплекса. Наше сооружение выполняет одновременно множество функций, я их перечислял, – соответственно, и требования к его проектированию и возведению были уникальными.
– Самое мощное наводнение в истории Петербурга было 4,21 метра. Нет опасений, что из-за изменений климата вода сможет достигать гораздо большей высоты?
– Ведущие ученые говорят о том, что в последние три десятилетия изменяются глобальные гидрометеорологические процессы, но тут я не возьмусь что-то утверждать. Однако мы можем сказать, что повторяемость морских нагонных наводнений в Петербурге действительно увеличилась. Более чем в два раза.
И еще одна проблема, о которой пока не говорят: увеличилась продолжительность наводнений. Раньше так называемая наводненческая ситуация длилась стандартно 3 – 4 часа, а потом шел спад. А в 2011 году, например, критическая ситуация длилась часов 12.
Продолжительность – очень плохой фактор: мы защищаем город от моря, но сток вод из Невы в это время тоже не прекращается. Если в отсутствие наводненческой ситуации закрыть затворы, то можно подтопить Петербург – только водой не из залива, а из Ладожского озера. За час вода поднимается приблизительно на 4 – 5 см, – посчитайте, сколько времени потребуется, чтобы она поднялась, скажем, до двух метров? Не так много.
КЗС рассчитан на защиту от наводнения с высотой подъема уровня воды до отметки 4 м 75 см выше ординара, и такое стихийное бедствие возможно, но вероятность его наступления – 0,1%. То есть 1 раз в 1000 лет. Но в принципе комплекс способен защитить город и от экстремального наводнения до 5 м 40 см БС. Вероятность его наступления – 0,01%, т. е. 1 раз в 10 000 лет.
ссылка
ну уж если ставить плотину с шлюзом то на Ивановских порогах .А во вторых проблемы по сути нет , в тексте сказано что Нева топит на 5см в час , даже на 1 метр надо 20 часов , а ведь с подъёмом скорость подтопления снижается т.к. увеличивается площадь затопляемого бассейна + тот же циклон сгоняет воду Ладоги на восток чем снижает подпор Невы .