ЗСД как концессионный проект
Добавлено: Вт янв 22, 2008 14:33
Основные аспекты которые мы здесь обычно обсуждаем мало касаются того, что ЗСД это ещё и крупный экономический проект, формирующий совершенно новые для нашей страны (и города) правила. я имею в виду частно-государствнное партнёрство. будучи в достаточной степени отработанными эти правила позволят выйти на значительно более высокий и качественный уровень транспортного строительства.
приведу здесь отрывок из статьи в журнале "Эксперт С-З" № 1 от 21 января 2008 г.:
приведу здесь отрывок из статьи в журнале "Эксперт С-З" № 1 от 21 января 2008 г.:
...В марте 2008 года должны быть подведены итоги концессионного конкурса по строительству Западного скоростного диаметра в Петербурге (ЗСД) – магистрали протяженностью 46,6 км, которая обеспечит связь между северными и южными районами города и разгрузит от транспортных потоков центр Петербурга. Это крупнейший дорожный проект на Северо-Западе, стоимость которого оценивается сейчас в размере 155 млрд рублей.
С точки зрения правил игры это самый важный проект 2008 года для всей российской дорожной отрасли. Впервые в новейшей истории страны он вводит механизм создания частными инвесторами платной магистрали на концессионных условиях. Хотя сама возможность применения такого механизма была узаконена еще в 2005 году (принят федеральный закон «О концессионных соглашениях», кроме того, правительство РФ утвердило проект типового концессионного соглашения для дорожных проектов), оказалось, что необходимо уточнить еще массу деталей (подробнее см. «Дорогу осилит идущий», «Эксперт С-З» №44 от 27 ноября 2006 года).
Судя по тому, как долго проходили согласования при объявлении конкурса по ЗСД в 2006 году, а потом дважды продлевались сроки подведения его итогов, внедрение этого нового для российской экономики инструмента в сфере дорожного строительства идет нелегко. Вице-губернатор Петербурга Юрий Молчанов признает, что по ходу концессионного конкурса возникли трудности, связанные с несовершенством нормативно-правовой базы на федеральном уровне. В частности, пришлось готовить поправки к положению об Инвестиционном фонде РФ, которые адаптируют механизмы выделения средств к специфике концессионных проектов. Сейчас эти поправки уже согласованы и находятся на рассмотрении в правительстве РФ. По словам Юрия Молчанова, также потребовалось подготовить «страниц десять» поправок к базовому федеральному закону «О концессионных соглашениях», принятие которых ожидается только весной 2008 года: «Без внесения этих корректив в закон вообще ничего невозможно сделать!» Сейчас, как отмечает вице-губернатор, с учетом всех этих изменений «мы дожимаем конкурсную документацию с потенциальными победителями конкурса».
Подведение итогов конкурса помимо определения инвестора будет означать формирование концессионного механизма в дорожной сфере, устраивающего всех участников – частных инвесторов, местные власти и федеральное правительство. И этот механизм тут же будет применен для других аналогичных проектов, которые уже «выстроились в очередь» и ждут лишь этого принципиального момента. В частности, речь идет о проекте строительства скоростной автодороги Москва – Петербург (на основе концессии будет построен участок этой дороги, примыкающий к Москве), а также о втором крупнейшем петербургском проекте по строительству Орловского тоннеля под рекой Невой, по которому планируется заключение концессионного соглашения в июне 2008 года.