Скачать mp3Артём Хрюкин - интервью с директором Городского центра управления парковками (30.09.2016, Пять углов, Радио Балтика)
АНТОН ТОЛСТОВ: В этой студии директор Городского центра управления парковками Санкт-Петербурга Артём Хрюкин. Артём Рудольфович, здравствуйте.
АРТЁМ ХРЮКИН: Добрый день.
А. ТОЛСТОВ: Мы очень рады, что вы к нам пришли, потому что тема платных парковок в Петербурге довольно горячая. Слушатели всегда воспринимают её резонансно. Есть и те, кто за, и те, кто против платных парковок. Давайте по порядку. Из Москвы пришли новости о том, что в течение месяца подготовят предложения и будут ещё больше расширять за Третье транспортное кольцо, в Новую Москву зону платных парковок.
ЕЛЕНА ЖИРКОВА: А у нас решили отложить, потому что в городском бюджете нет средств.
А. ТОЛСТОВ: Это так?
А. ХРЮКИН: Это не так, коллеги. Ещё раз добрый день и спасибо за предложение прийти к вам. Что я могу сообщить: у нас планируется расширение зоны платной парковки в следующем году. Как я уже неоднократно заявлял, это будет весь Центральный район, Петроградка и Адмиралтейский район.
А. ТОЛСТОВ: Василеостровский пока не трогаете?
А. ХРЮКИН: Нет, этот вопрос будет решаться только на время, которое будет после чемпионата мира. По поводу отсутствия денег в бюджете: я бы не хотел это всерьёз комментировать, но скажу, что мы планировали в следующем году провести конкурс на выбор концессионера. То есть некий крупный инвестор придёт в город, и эта платная зона будет создана не за счёт средств бюджета, а за счёт средств концессионера.
А. ТОЛСТОВ: А в чём его интерес?
А. ХРЮКИН: Как и у любого бизнеса, это некий заработок. Я вас уверяю, что это большая польза. В наше время нужно говорить о том, что бюджет города никак не страдает от этого, вся инфраструктура создаётся на деньги концессионера. Скажу больше: мы понимаем, что это будет российский концессионер.
А. ТОЛСТОВ: То есть уже есть интерес?
А. ХРЮКИН: Да, есть чёткий интерес от российских крупных бизнес-групп.
А. ТОЛСТОВ: А от иностранных?
А. ХРЮКИН: От иностранных нет.
Е. ЖИРКОВА: У нас сейчас иностранные граждане ведь не смогут и парковкой воспользоваться.
А. ХРЮКИН: Смогу, смогут.
А. ТОЛСТОВ: Давайте по порядку. В Петербурге есть крупные проекты с итальянскими, турецкими компаниями. А в плане платных парковок их нет?
А. ХРЮКИН: Понимаете, на этот вопрос однозначно ответить нельзя. Какой-то интерес есть, но он не прямой: я итальянский инвестор, давайте, я вам сделаю платные парковки, проплачу это всё. Но на нас сейчас выходят смежники, которые, например, в Москве построили систему каршеринга. Это аренда автомобиля без водителя. Мы с ними готовим соглашение о взаимодействии. Наша и их деятельность носит, я не побоюсь этого слова, социокультурную нагрузку. То есть мы изменяем правила и традиции поведения горожан. Нашу работу уже все оценили. Есть, конечно, вопрос к комфортности работы наших парковок, но оценили, что уже разгружен центр –– это факт.
А. ТОЛСТОВ: А чем люди недовольны?
А. ХРЮКИН: Это вопрос привычек. Была проблема с тем, как пользоваться паркоматами, мобильными приложениями и так далее. Ребята, которые каршерингом занимаются, –– то же самое. Один автомобиль в сутки востребован от 10 до 30 раз. То есть 10 автомобилей, благодаря одному этому автомобилю, в центр города не въехали. С точки зрения логистики, разгрузки центра это замечательная практика, конечно, её нужно внедрять. Над этим нужно работать. Мы с удовольствием ребят поддерживаем. Только вчера у нас была московская делегация. Ребята будут выходить на встречу с губернатором, подписывать соглашение с городом. Напомню, что в Питере в создании зон платных парковок немного другая логика изначально была. В первую очередь, нет алчной погони за тем, чтобы вытаскивать из этого всего деньги, хотя в бюджет, конечно, нужно давать деньги. Первоначальная задача была разгрузить центр и начать менять поведенческую психологию жителей города. Подразумевалось, что, если в центре нет пробок, все спецслужбы спокойно передвигаются. Центр не забит, по нему легко передвигаться. Но этого чем нужно добиться? Мы занимаемся не только зонами платных парковок, мы ещё создаём систему перехватывающих парковок. То есть это уже на вылете из города, рядом со станциями метро: человек приехал, поставил машину, если у него есть «Подорожник» и поездка зафиксирована на автобусе, троллейбусе или в метрополитене, у него машина стоит бесплатно. Если этого нет, то человеку нужно будет заплатить?
А. ТОЛСТОВ: Насколько перехватывающие парковки сейчас востребованы? Их, если не ошибаюсь, 13?
А. ХРЮКИН: Да. Потребность намного выше. У нас в плане дополнить эту систему примерно 20-ю парковками, и мы тоже рассматриваем вопрос привлечения инвестора: опять же, чтобы город не тратил деньги, чтобы инвестор создал какую-то инфраструктуру. Это не то чтобы впрямую коммерциализация, но облегчение в наше не самое веселоё время с экономической точки зрения.
А. ТОЛСТОВ: А понятны уже примерно адреса этих парковок? Сейчас они в основном на конечных станциях метро, за исключением «Ладожской». Насколько я помню, на «Пионерской» была, потом её закрыли. Эти парковки будут перемещаться ближе к центру или находиться на окраинах?
А. ХРЮКИН: Они будут точно по окраинам, чтобы не перегружать городской трафик. Мало того, помимо метрополитена, мы сейчас ищем транспортные узлы: автобусные станции, точки пересечения трамваев, троллейбусов, автобусов. И в этих местах, обычно рядом с крупными торговыми центрами, мы сейчас подбираем площади. Я бы не стал называть адреса, потому что официального решения по этому поводу нет.
А. ТОЛСТОВ: А интерес со стороны инвесторов уже есть?
А. ХРЮКИН: Есть.
А. ТОЛСТОВ: Тоже российские компании?
А. ХРЮКИН: Тоже россияне. У нас пошёл спрос как на внутренний туризм, так и на внутренние инвестиции.
А. ТОЛСТОВ: Наверное, это и хорошо. У нас есть звонок от слушателя. Здравствуйте. Как вас зовут?
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте, меня Дмитрий зовут. Могу предложить придомовую территорию рядом с нашим домом, недалеко от станции метро. Если на каких-то условиях договориться, прикрываться ими законодательно и иметь какой-то процент в виде нескольких шекелей?
А. ТОЛСТОВ: То есть вы хотите заработать на перехватывающих парковках рядом с домом?
СЛУШАТЕЛЬ: Да. Вступить с ними в долю.
А. ТОЛСТОВ: А ещё станцию метрополитена построить рядом с домом –– это с метрополитеном договориться.
СЛУШАТЕЛЬ: А она у нас есть. Мы скоро отгородим территорию рядом с домом и можем её предоставлять, чтобы иметь какие-то льготы, и прикрываться, что мы работаем с государством, с городом.
Е. ЖИРКОВА: Как предприимчиво мыслит.
А. ТОЛСТОВ: Дмитрий, спасибо. Вот такое неожиданное предложение от нашего слушателя.
А. ХРЮКИН: Я оценил чувство юмора звонящего. В эфире нас уже коррумпировали. Я думаю, что эта ситуация не по нашему профилю, но Дмитрию я могу посоветовать попытаться создать ТСЖ. И на базе этого ТСЖ сделать вот эту многошекельную территорию.
Е. ЖИРКОВА: Люди хотят сделать и для себя, и для других, и заработать.
А. ХРЮКИН: Я тоже житель города, я всё прекрасно понимаю.
А. ТОЛСТОВ: Они могут сделать свою парковку.
А. ХРЮКИН: Мы им точно не нужны в этом смысле. Под нашим знаменем, под нашей крышей…
Е. ЖИРКОВА: Может быстрее решиться вопрос.
А. ХРЮКИН: Только если так.
А. ТОЛСТОВ: Доверия больше.
А. ХРЮКИН: За доверие, конечно, огромное спасибо. Но я думаю, это немножко не по профилю вопрос. А с точки зрения мест размещения есть этап транспортного развития, план дорожного развития, плюс архитектурное и так далее. Допустим, есть пустырь, и он расположен блестяще. Но под ним сети, энергетика и так далее. То есть не всё так просто, даже для нас как государственной организации.
А. ТОЛСТОВ: Примем ещё один звонок.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте, меня зовут Павел. У меня вопрос простой: а распространяется ли на перехватывающие парковки правило 15 минут? Допустим, я подъехал, высадил человека и уехал. Я пытался –– сотрудники говорят, что нет такой услуги.
А. ХРЮКИН: Спасибо за вопрос. Действительно, такой услуги нет. Она существует только в зоне платной парковки, там, где стоят паркоматы.
А. ТОЛСТОВ: От слушателей много вопросов. Пришло СМС-сообщение: «Я живу и работаю в центре, все госучреждения в центре. Мне неудобно передвигаться на городском транспорте. Метро занимает много времени. Почему всем жителям центра не сделать льготу?»
А. ХРЮКИН: Вопрос ставит в тупик. Для всех жителей центра льгота существует.
Е. ЖИРКОВА: А для тех, кто приезжает работать туда каждый день?
А. ХРЮКИН: Нет.
Е. ЖИРКОВА: Речь ещё постоянно идёт о введении льготного въезда по выходным, или даже бесплатного въезда по выходным.
А. ХРЮКИН: Здесь вопрос непростой. Он звучит вроде бы просто, но давайте вернёмся к тому, зачем создавалось единое парковочное пространство. Для того, чтобы разгрузить центр. По статистике наших наблюдений в течение года трафик в выходные в центре города не снижается. Уже депутатский корпус неоднократно просил, чтобы мы этот вопрос рассмотрели, но это бессмысленно. Подчёркиваю: тариф является просто регулятором движения.
А. ТОЛСТОВ: То есть в Москве получается другая история?
А. ХРЮКИН: Да, абсолютно другая, потому что в Москве в субботу, воскресенье и праздничные дни нет такого трафика, как в центре города Санкт-Петербурга. Это объективный факт.
А. ТОЛСТОВ: Слушатели возвращают нас к перехватывающим парковкам, в частности говорят о стоянке на Народного Ополчения. Спрашивают: «В чём смысл? Она далековато находится от входа в метро».
А. ХРЮКИН: Да, я абсолютно согласен, но, извините, это то, что нам смог выделить город.
Е. ЖИРКОВА: То есть не все площадки подходят?
А. ХРЮКИН: Да, нам много предлагают, но дальше чем 600 метров от станции бессмысленно делать перехватывающую парковку. Вы сами понимаете, в дождь, снег все едут на работу –– зачем тогда эту систему создавать? Это гробит всю идею. Если парковка в километре или полутора километрах от метрополитена, непонятно зачем она. Логика проста: нужно рядом, 100-200 метров.
А. ТОЛСТОВ: Для этой парковки нет других мест?
А. ХРЮКИН: С точностью на 101 % не могу сказать, но там два или три земельных участка трогать нельзя, потому что над ними проходят ЛЭП, под участками мощная перегрузка сетями. И там два или три участка, которые находятся в длинной аренде у города. Поэтому то, что смогли, то и взяли.
А. ТОЛСТОВ: Ещё один звонок от слушателя. Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте, меня зовут Дмитрий. При виде этой унылой парковки на Народного Ополчения возникает вопрос: планируете ли вы организовывать не просто парковки –– поляну с забором без инфраструктуры, –– а строить перехватывающие паркинги?
А. ТОЛСТОВ: Вы имеете в виду многоярусные?
СЛУШАТЕЛЬ: Конечно. Учитывая тенденции развития автомобилизации в Санкт-Петербурге, возникает вопрос: для чего нужны и без того неэффективно используемые площади?
А. ТОЛСТОВ: Спасибо.
А. ХРЮКИН: Безусловно, у нас такие планы есть, но я думаю, это не ближайший год. В городе уже был проект, который провалился. По-моему, его начинали лет 10-15 назад. Многоярусные городские парковки были построены, штук 10. Больше половины из них сейчас стоят в странном состоянии: какую-то часть сдали некоммерческим объединениям, которые их эксплуатируют. Проблема в логистике. Дело в том, что очень мало земли в городе, которую можно отдать под строительство многоярусной парковки, рядом с метро или с зонами притяжения, транспортными узлами. Крайне мало такой земли, как это ни странно. Поэтому это очень непростая задача. Мало того, мы всегда должны помнить об экономике. Если мы строим серьёзный инфраструктурный объект, он должен отбиваться. Плоскостные парковки –– это не очень затратная вещь, и задача-то другая стоит.
А. ТОЛСТОВ: Слушатель спрашивает нас: «Я на эстонских номерах –– куда мне будут приходить штрафы, если я не оплачу? Что мне вообще за это грозит?»
А. ХРЮКИН: Варианта два: вы не сможете выехать с территории Российской Федерации, пока их не оплатите, но, допустим, случилось, что вы быстро выехали, значит, они вам в Эстонию придут.
Е. ЖИРКОВА: У меня есть знакомый, который принципиально не заводит банковскую карту. Как оплатить?
А. ХРЮКИН: В нашем случае никак, и это наша принципиальная позиция. Во-первых, паркомат, в котором находится сейф класса «А», стоит астрономических денег. Во-вторых, мы сами спровоцируем уровень преступности, вандализма в тех местах, где такие паркоматы будут стоять. Поэтому совершенно точно никаких наличных не будет.
А. ТОЛСТОВ: «Живу на углу Литейного и Кирочной –– граница платной парковки. А все учреждения в платной зоне, никаких льгот». Слушатель предполагает, что это «безобразие и несправедливость.
А. ХРЮКИН: Я не знаю, что на это сказать. Я думаю, что это субъективно.
А. ТОЛСТОВ: В СМИ было много информации по поводу того, что есть проблема с передачей данных о нарушителях в систему МВД, в ГИБДД. Как сейчас обстоят дела с этим?
Е. ЖИРКОВА: Потому что сейчас умудряются не платить штрафы, парковаться бесплатно.
А. ХРЮКИН: Да, такой момент есть. Сегодня нам не удалось подписать с МВД соглашение о передаче данных. Мы повторно отправили письмо в адрес губернатора с просьбой, чтобы он повторно в адрес министра внутренних дел отправил соглашение. Благодаря более свежему депутатскому корпусу мы надеемся этот вопрос пробить. Мало того, мы подготовили поправки в законодательство. Они благодаря председателю Совета Федерации Валентине Ивановне Матвиенко были одобрены, направлены нашему губернатору, он тоже их подписал и отправил в Государственную думу. Как только Государственная дума соберётся в первый раз, мы выезжаем в Москву и начинаем работать с нашими депутатами. У нас полная в этом смысле поддержка и нашего губернатора, за что ему большое спасибо, и нашего депутатского корпуса.
А. ТОЛСТОВ: Слушатели возвращают нас к вопросу о расширении платных парковок. «Известны ли тарифы?» –– спрашивает слушатель.
А. ХРЮКИН: Тарифы пока не утверждены, но они будут не такие, как в центральной зоне. Выше не будет точно.
А. ТОЛСТОВ: А вообще повышение тарифов предполагается в ближайшее время?
А. ХРЮКИН: Пока нет, хотя мы неоднократно пытались договориться с комитетом по тарифам о том, чтобы сделать динамический тариф. Например, улица Жуковского перегружена, а Некрасова нет. Мы на Жуковского, условно говоря, делаем 100 рублей, чтобы оттуда выжимать большое количество транспорта. А на Некрасова –– 50, и всем будет комфортно стоять на Некрасова. Это не динамический тариф, а динамический: если вы больше двух-трёх часов стоите в зоне платной парковки, то через три-четыре часа тариф растёт. Он нужен, чтобы выжимать большое количество транспорта из зоны. В этом смысле нас слышат, но пока навстречу не идут.
А. ТОЛСТОВ: А как объясняют?
А. ХРЮКИН: Там есть бюджетные правила, есть какие-то объективные обстоятельства. Наша практика для города нова, мы только год работаем.
А. ТОЛСТОВ: Но есть московский пример.
А. ХРЮКИН: Он замечателен с точки зрения администрирования. Они сделали очень круто всё. Но я считаю, что в Петербурге чохом весь город накрывать, идти в спальные районы –– смысл какой? Там, где перегружено, можно частично делать зоны платной парковки. Имеется в виду, что перегрузка из-за кучи машин на дорожной сети в два-три ряда.
Е. ЖИРКОВА: Можно ждать каких-то существенных перемен от платных парковок в следующем году?
А. ХРЮКИН: Будет два типа перемен. В ближайшее время нам разрешат администрировать штрафы, и с этого момента мы начнём штрафовать. Но штрафы не для того, чтобы выжать больше денег из населения, а чтобы более дисциплинированно люди себя вели. То есть первое время, когда вводят штрафование, достаточно серьёзные поступления идут в бюджет –– мы смотрим по другим регионам, а дальше идёт спад. Включается самодисциплина.
А. ТОЛСТОВ: А сейчас петербуржцы насколько активно оплачивают платные парковки?
А. ХРЮКИН: Мы недавно делали социологию, и нас по-хорошему удивили её результаты. Больше 60 % петербуржцев оплачивают, понимая, что не штрафуют сейчас. Это говорит о том, что в городе большой процент добропорядочных людей.
Е. ЖИРКОВА: Получается, каждый пятый не платит сейчас.
А. ХРЮКИН: По соцопросу, есть процентов 20 людей, которые принципиально не хотят платить, не считают нужным.
А. ТОЛСТОВ: Эксперты в нашем эфире говорили, что есть двухмесячный срок, в который человека могут как будто задним числом оштрафовать, если он не заплатил, а в этот период приняли те изменения, о которых вы говорили. Существует ли этот двухмесячный период?
А. ХРЮКИН: Не как будто, а именно так и будет.
А. ТОЛСТОВ: И ведь никто не знает, в какой момент начнёт действовать система.
Е. ЖИРКОВА: А штрафы в 50 раз больше, чем час стоянки в зоне платной парковки.
А. ХРЮКИН: 3000 рублей.
А. ТОЛСТОВ: А что говорят цифры по собираемости с парковок?
А. ХРЮКИН: Мы собрали порядка 120 млн рублей. Я не готов сказать, большая это цифра или не большая.
А. ТОЛСТОВ: Но ожидания всё равно какие-то были.
А. ХРЮКИН: Пока это оправдывает все ожидания.
А. ТОЛСТОВ: Слушатель нам пишет мнение, с которым вы, я думаю, часто сталкиваетесь: «Интересно, а кто такой умный решил, что гражданин Российской Федерации должен платить за парковку своей машины, хотя и так платит и подоходный налог, и транспортный налог, и так далее. Например, в СССР всё процветало –– денег не брали за паркову. А сейчас всё плохо, и со всего стараются поиметь денег». Даже налог на воздух предлагает слушатель ввести.
А. ХРЮКИН: Это вопрос философско-социокультурного порядка. Во-первых, в СССР такого количества автотранспорта не было. Я ребёнком, юношей, молодым человеком и даже уже мужчиной жил в СССР –– прекрасно помню, как в нашем дворе 11-подъездного 12-этажного дома стояло машин 15. Проблемы трафика не было. Поэтому я на советский опыт в этом смысле не стал бы вообще пенять. С точки зрения того, «кто решил»: я не самый молодой человек, проживаю в центре города, не дай бог инфаркт или инсульт, позвонили –– скорая помощь едет вместо трёх-пяти минут 30 минут из-за того, что всё забито. Поэтому и решили эту зону разгрузить, именно центр. Я надеюсь, что в дальнейшем ситуация вокруг единого парковочного пространства эволюционирует. Это моё, может быть, предложение, можно пригласить общественность пообсуждать эту тему, попросить администрацию города в дальнейшем рассмотреть вопрос о том, чтобы средства, поступающие от работы платных парковок, тут же направлять на развитие инфраструктуры рекреационных зон, поддержку скверов, свободной зоны Wi-Fi. Это же здорово, это будет привлекать людей в центр и стимулировать людей ходить. Я хоть и чиновник, но тоже в миру живу: основная фишка как раз в этом –– люди начинают ходить, общаться. Вот в чём прелесть.
А. ТОЛСТОВ: Смысл платных парковок в том, чтобы больше общаться и больше гулять. Спасибо большое, что пришли, ответили на вопросы. Приходите к нам ещё, будем рады вас видеть. Директор Городского центра управления парковками Санкт-Петербурга Артём Хрюкин был в этой студии.